Добрый, тихий человек – значит, смиренный? — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Добрый, тихий человек – значит, смиренный?

– Добрый, тихий человек – значит, смиренный?

– Здесь как раз надо, чтобы тихий ещё и добрым был. А то бывают тихие люди, но тихие от высокомерия. Он молчит не потому, что любит всех, а потому, что презирает всех и думает: «Что я с этими дураками буду говорить?» Поэтому он должен быть тихий и добрый. Если добрый, значит его тихость хорошая. Это хороший результат его тихости.
Но понятие «смиренный» еще бывает в духовном понимании. Вот мы прожили больше 80 советских лет. Какая-нибудь женщина жила в колхозе, была добрая, тихая, хорошая, но Бога совсем не знала, даже, может, ещё и комсомолкой была, потому что её туда втянули. Это нормально в земном отрезке. Но в Царствие Небесное, если она Бога не знала, как она туда попадёт? Царствие Небесное – это сочетание с Богом, а не с добротой. Доброту все знают – и безбожники, и другие религии. Возьмите любую религию – все имеют понятие о добре, все имеют нравственные законы более-менее одинаковые. Однако, если мы будем оставаться только в пределах нравственного закона, то останемся в пределах наших земных отношений, и Бог нам не нужен. А в Царствие Небесное без Бога нельзя войти, потому что мы Богом входим в Царствие Небесное.

В Евангелии говорится: Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10:9). То есть через Бога мы входим в Царствие Небесное, и в Боге мы там живём. А если просто остаёмся на уровне души, на уровне добрых отношений, эти добрые отношения с нами и умрут, и в могилу уйдут. И всё, больше ничего. Даже животные способны любить своё потомство, сохранять инстинкт стаи, но они не наследуют Царствие Небесное, они умирают и всё. Животное умирает примерно так, как представляли коммунисты человеческую смерть: умер – и нет его. А человек – это другое существо. Он должен сочетаться с Богом и в Боге иметь жизнь вечную. Потому что ни в чём ином, ни в ком другом нет жизни вечной. Бог – источник жизни вечной. И когда мы входим в Бога, входим в жизнь вечную. А без Него просто живём и умираем, и не наследуем жизнь вечную. Поэтому добрые черты характера – это хорошо и прекрасно для христианина, но этого недостаточно. Человек должен искать Бога. И его доброта должна проходить через Бога, через Христа. Он Богом должен дышать, должен Богом любить, Богом страдать за весь мир, Богом прощать, Богом молиться.

Протоиерей Сергий Баранов

МЕНЮ