До конца времен не переведутся святые — Иверский Орский женский монастырь
Назад

До конца времен не переведутся святые

Проповедь в день принесения иконы с частицей мощей преподобного Гавриила (Ургебадзе)

Сегодня в нашем монастыре присутствуют святыни, которые по благословению Патриарха Грузии Илии II матушка Серафима привезла из Грузинской Церкви. Это икона с мощами преподобного Гавриила Тбилисского, его мантия и схимническая скуфья. Икона останется в дар в нашем городе, в Иверском монастыре, а мантию и скуфью нам дали только на время, для поклонения, и увезут обратно.

Гавриил Тбилисский – наш современник, который умер совсем недавно, в 90-е годы, как Паисий Афонский, Порфирий Кавсокаливит. В чем ценность таких святых, которые очень близки к нам по времени? Когда мы читаем жития святых, живших в I, II, IV, или даже Х веке, то это для нас настолько далеко, что жизнь их представляется нам, как сказка, как сказания, которым народная молва могла добавить какие-то нюансы в их житие. И поэтому даже интуитивно мы иногда переживаем жития древних святых очень неестественно. А когда мы имеем дело с вновь прославленным святым, нашим современником, то для нас это большая поддержка в духовной жизни. Часто на исповеди я слышу такие переживания сердечные, что вокруг не найти образа, которому хочется подражать, и поэтому и сами как-то охладеваем к вере, не имея примера для вдохновения.

Хочется в таких случаях сказать тем людям, которые находятся в состоянии уныния и расслабления своего подвига: доныне и до конца времен не переведутся святые праведники, которые будут подражать древним святым в полной мере. Нужно понимать это и не опускать руки свои в духовном подвиге, и ревновать их житию, не смотреть на мир угасающий, умирающий в своем нравственном, духовном состоянии, а смотреть на вот эти отдельные личности, которые еще живы в Церкви.

По большому счёту, если бы Церковь перестала рожать святых, она была бы уже не нужна на земле, уже наступил бы конец времени. Но Церковь до последних дней будет рожать святых, может быть, не так много, как в минувшие века. В Церкви есть всё, все средства для того, чтобы жить большим духовным подвигом, духовной радостью, духовной ревностью. И мы не вправе говорить, что время сейчас не способствует подвигу, не даёт нам духовного вдохновения. То же самое время, тот же самый Бог. Господь не изменяется, Он какой был, такой и есть, поэтому о Боге всегда говорят «сый», то есть существующий, Тот, кто есть. Не Тот, который был, не Тот, который будет, а Тот, который находится вне времени. И поэтому Бог всегда есть, и всегда Бог один и тот же, и помощь Бога верующим всегда одна и та же. От нас просто немножко нужно ревности.

Конечно, в последние времена умалились подвиги среди христиан, умалились примеры ревности о Христе, ревности о подвиге, аскетическом житии, но все-таки они есть. И нужно искать эти примеры, смотреть на эти примеры, вдохновляться, стыдить самого себя, осуждать самого себя: что же я, вот есть люди, которые ещё живут благочестиво и молитвенный подвиг несут, и духовный, подвиг молчания внутреннего и подвиг труда любви.

По сей день есть эти люди, и перед нами пример. Вот даже трогаем руками скуфью и мантию, которые совсем недавно этот человек носил, а сейчас он уже изображён на иконе. Чудо? Чудо, если мы оценим его такого же, как и мы, грешника, который родился с теми же страстями от утробы матери и который нёс на себе вот это поражение Адама греховное, постоянно был искушаем помыслами, искушаем разными соблазнами. Но он претерпел всё до конца и стал преподобным. И теперь он в Царствии Небесном, чего я и вам всем желаю.

 

Протоиерей Сергий Баранов

26 февраля 2015 г.

МЕНЮ