– Что такое духовное благородство?
– Паисий Афонский разделяет такие понятия, как благочестие и благоговение. Он говорит, что благочестие – это как ароматный одеколон, а благоговение – как божественный фимиам. Настолько это разные вещи. Можно иметь благочестие внешнее, но, в то же время, любоваться собой, своими делами, поступками. В таком случае благочестие происходит не ради Христа, а ради подвига, ради доброго имени, ради отношений между людьми. А благоговение начинается тогда, когда человек начинает переживать Бога живо, чутко, когда Бог из идеи переходит для него в Личность, Личность реальную, – тогда человек начинает благоговеть. Его благочестие переходит в другую форму, более глубокую, более святую. Его молитва начинает ему помогать переживать Бога. Безвидно, безо́бразно, но он начинает Его переживать, и от этого у него появляется благоговение, потому что у него начались отношения с Богом. Не иллюзорные, а живые отношения, которые переходят в любовь к Богу. Когда человек кого-то любит, он начинает благоговеть перед всем, что относится к любимой личности. Человек может целовать фотографию того, кого он любит. Некоторые люди даже целуют землю, по которой проходил предмет их любви. Когда наши отношения с Богом переходят из области благочестия в область благоговения, тогда начинается святая жизнь в отношениях с Богом. Такой человек ходит по миру благоговейно, как святые. Наверное, когда у человека появляется благоговение, то он становится духовно благороден. Все его поступки проходят через благоговение, поэтому становятся святыми и очень мудрыми.
Протоиерей Сергий Баранов