Чем отличается разумное послушание от неразумного? — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Чем отличается разумное послушание от неразумного?

— Чем отличается разумное послушание от неразумного?

— Болезнь нашего времени: мы потеряли науку о послушании, таинство послушания. Сейчас все считают, что нет духовных отцов, поэтому нужно жить по своему рассуждению. Ну, ты всю жизнь так делал и ошибался. Нужно очень бояться доверять себе. У святых отцов есть даже такая поговорка: «Лучше быть послушником послушника, чем послушником самого себя». Наблюдается и другая сторона послушания, когда люди становятся послушниками безумцев, сошедших с ума от власти послушания и тянущих своих послушников в ересь, в раскол, в блуд. Этот вопрос в нашей церкви, к сожалению, не освещен. Я думаю, самое время, может быть, какой-то духовный собор собрать и рассудить о послушании. Послушание — это то таинство, позволяющее преодолеть наш эгоизм, наши помыслы. Когда человек предоставлен своей воле, он мается помыслами, гордостью, все время делает ошибки. В наше нестабильное время мы никак не ухватимся за эту духовную ниточку. Когда я бываю на Афоне, то вижу, что там таинство послушания до сих пор живо. Там понимают, что это такое, как в этом жить, они этим живут и самое главное — у них есть великий результат: святость и праведность. Однажды я беседовал с человеком, который целую группу людей утянул за собой в раскол и вывел из церкви. Он говорил: «Я догматов не нарушаю, я ухожу в раскол, но я не еретик». Я говорю: «Как же ты догматов не нарушаешь? Ты нарушаешь символ веры». — «Какой символ веры?» — «Тот, который каждую литургию поется и в котором есть такие слова: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Церковь, как бы она ни болела разными внутренними болезнями, все равно остается церковью. Посмотрите ее историю. Самая первая церковь из двенадцати апостолов болела болезнью Иуды. Сегодня мы читали в Евангелии о несовершенствах апостолов. Господь им говорит: «Я иду на страдания», — а апостолы Иаков и Иоанн просят: «Сделай так, чтобы мы справа и слева от Тебя сели». И так это было на протяжении всех 2000 лет. Посмотрите апостольские послания, где они отлучают от церкви впавших в ересь, в блуд. Там говорится о грехе симонии, когда таинство священства приобреталось за деньги. А церковь как стояла, так и стоит. Она разъедалась внутренними червями, но ее корень — Христос, Который держит ее. Поэтому не стоит смотреть на какие-то недостатки отдельных личностей.
Церковь — это не отдельные личности, это совокупность нас всех, вместе взятых, грешных, праведных, благочестивых, святых, и глава над всеми — Христос, Который не погнушался стать главой именно такой церкви, со всеми ее изъянами и недостатками. Я последний раз на Афоне был, и мы рассуждали о том, что сейчас иные горячие головы призывают выходить из церкви, потому что в ней кто-то что-то не так сделал. Один монах сказал: «Что мне из-за каждого дурака из церкви выходить?» Так вот, послушание — это высочайшее таинство церкви, благодаря которому святые отцы приходили к совершенству. Нужно искать такой жизни, но в то же время не кидаться в послушание первому встречному. Иоанн Лествичник говорил: «Когда выбираешь себе духовника, того, за кем пойдешь, не оглядываясь, не спеши, чтобы вместо человека, знающего путь, не довериться безумству слепого, который и сам в яму упадет, и тебя в нее утянет». Не спеши, потому что, отдав свою волю, тебе уже не придется оглядываться, а нужно будет исполнять послушание.

Протоиерей Сергий Баранов

МЕНЮ