Безумие гордости и смиренномудрие — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Безумие гордости и смиренномудрие

В Неделю преп. Марии Египетской

Как известно из Евангелия, к Господу подошли апостолы Иаков и Иоанн и попросили Его о чести быть первыми в Царствие Божием, чтобы один сел по правую сторону, а другой по левую от Господа. Они просили оказать им честь и предпочесть их другим апостолам.

А что было перед этим? Непосредственно перед тем, как они подошли и попросили о такой великой чести, Господь идет и говорит им: «Я иду на распятие». Это ж какое безумие должно быть в голове, когда тебе говорят, что твой любимый учитель идет на распятие, а ты в этот момент подходишь и говоришь: «А можно я там, в Царстве Небесном, буду выше всех?»

Гордость на земле – самое великое безумие. Гордость и тщеславие делают из человека сумасшедшего. Что, они Его не любили? Любили. Искренне, по-детски любили. Но в самый тот момент, когда Он им говорит: «Скоро Меня распнут», – они подходят и произносят такие банальные, низкие вещи. И низость этого особенно контрастна с тем, что Господь говорит: «Я иду на смерть», а они просят: «Сделай нам честь. Пусть я буду первым, а он второй. А лучше два первых будем».

Самое великое безумство – это гордость на земле. И все грехи на земле, все войны начинаются с гордости, все оскорбления, все ссоры – всё замешано на гордости. Потому что она делает человека не просто злым, а безумным. И этот безумный человек сходит с ума, и ему кажется, что он делает праведное дело. Вот так все фанатики религиозные действовали. Убивали, жгли, целые города сносили якобы из праведного гнева, потому что они безумствовали. Гордость делает человека безумным, а мудрым человека делает смиренномудрие. Это церковное слово мирские люди не употребляют, они его утратили, потому что они утратили Бога. Это слово, а точнее словосочетание, есть только в церкви: смиренномудрие. Два слова соединили в одно. Мудрость и смирение. Смирение делает человека мудрым.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о блуднице, которая миро драгоценное потратила на то, чтобы на Господа полить и своими власами отерла Ему ноги. Почему она так сделала? И рядом сидит хозяин дома, который пригласил Господа. Но он Его пригласил, потому что тоже в какой-то мере Его уважает и почитает. В какой-то мере он уже видел Его чудеса, он услышал Его неземное учение, и именно поэтому приглашает Его к себе в дом, именно поэтому накрывает стол, приглашает других людей за этот стол. Но он глупее блудницы, потому что у блудницы есть смиренномудрие. Блудница знает, что она – блудница. Ей очень стыдно, ее жжет ее ничтожество. И поэтому она не подходит к Господу и не говорит: «Возьми меня в Царство, посади там или там». Она просто подходит, как бедная вдова, которой Господь говорит: «Я пришел для того, чтобы накормить Израиль духовной пищей». А та произносит: «Но и псы едят от крупиц, падающих со столов господ своих». Так она себя позиционирует, так она себя ощущает. И Господь говорит: «Недалеко ты от Царства Небесного».

Так же и эта блудница. Она понимает, кто она. Но это состояние ее жжет, не дает ей покоя. Можно было бы побежать подальше и спрятаться от глаз Господа, как сделали глупая Ева и Адам. Согрешили в раю, но Господь идет им навстречу. Он не знал, что они сделали? Да, конечно, знал. Говорит: «Где вы, Адам, Ева, где вы?» А они прячутся. Они прячутся, потому что их стыд не мудрый. Мудрый стыд заставляет бежать, падать на колени и просить прощения. А их стыд уже растворен гордостью. Гордость не позволяет им показаться в некрасивом виде пред Отцом Небесным. А у этой блудницы был мудрый стыд. Она, осознавая всю глубину своего ничтожества, превозмогает стыд, идет, падает на колени, отирает власами ноги Господу. Она предполагает, что сейчас хозяин дома скажет: «Разве Ты не знаешь, кто к Тебе приближается?» Хозяин дома считает себя благочестивым и безумствует. А вот эта блудница, ничтожество, мудрствует. Потому что в ней есть смиренномудрие.

В сегодняшнюю неделю мы вспоминаем память величайшей святой – Марии Египетской. Она из величайшего ничтожества, прямо почти с самого ада, если кто-то помнит ее житие. Даже среди блудниц бывают более умеренные, какие-то средние, а бывают вообще дрянь дрянью. Так вот, Мария Египетская была просто ниже некуда. Как известно, она села на корабль, который вез паломников к святым местам. Она признается Зосиме в исповеди: «Да я на этот корабль села, чтобы развращать людей, которые едут к святым местам». Представляете, насколько человек может пасть? И после такой глубины ничтожества вдруг – величайшая святая.

Есть такое понятие: когда человек тонет и уже нет никаких сил выбраться, остается одно только средство – опустившись до дна, оттолкнуться от него. Вода тебя не держит, ты идешь глубже, глубже, ты барахтаешься, руками цепляешься, но вода – это такая субстанция нестабильная, ты за нее никак не зацепишься. Остается один способ – добравшись до дна, оттолкнуться и сделать большой рывок вверх. Ну, вот у Марии Египетской, наверное, произошло так.

Самое великое безумие, когда мы читаем про Марию Египетскую и сами себе говорим: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой». Да какой ты не такой? Случай не представился, обстоятельства не сложились. Точно такой же. Да точно такой же. Предрасположенность лежит в каждом из нас. В каждом из нас живет великий блудник, великая блудница. В каждом из нас живет убийца. В каждом из нас живет предатель Родины. И, знаете, я 25 лет в тюрьмах отслужил, однажды в тюрьме на проповеди говорю: «Ребята, все вы – предатели. Вернее, уточняю: все мы – предатели». И вдруг им как-то неуютно стало: «Да какие мы предатели?» – «А что тогда для вас Родина? Родина – это нечто абстрактное, такое неоформленное? Или Родина – это что-то определенное? Твоя родная мама – это Родина? Родина. Сколько она хлебнула слез с тобой? Если она еще жива, от инфаркта не умерла. Отец твой, жена твоя бедная, которой ты когда-то врал, в уши говорил: «Я тебя люблю, я буду на руках тебя носить». Сколько же ты ей зла сделал? Дети твои при родном отце сироты. Они, вот я свидетель, понимаете, я бывал в детских домах, где дети врут, сознательно врут: «Мой папа в командировке». Да они знают, что он в тюрьме. Но они благородно врут: «Он уехал в командировку, скоро приедет». Это не Родина? Это Родина. Жена – Родина. Мать – Родина. Дети твои – Родина. Сколько ты Родине мог бы блага сделать, если бы ты был тружеником хорошим? А теперь Родина кормит тебя в тюрьме, охраняет, зарплату сотрудникам платит. Это не Родина? И это Родина, если покопаться. А вы думаете, что это вот они одни такие? Да каждый из нас. Каждый из нас.

Апостол говорит: «Не упивайся вином, в нем же есть блуд». А я могу продолжить: «Не упивайся вином, потому что в нем не только блуд, в нем и убийство, и что угодно». Вот, опять же случай из тюрьмы. Мужик семидесятилетний плачет, как ребенок. С сыном с родным водку пили, пьяный я, говорит, выключился, утром проснулся, а сын зарезанный лежит. Я, говорит, и не помню, что я его зарезал. И плачет вот такими слезами, я Сашку убил. Был бы трезвый и ничего бы не сделал. Но самое главное, что мы не от водки пьяные, мы от безумия пьяные. У нас в головах такая каша. Мы простых вещей в жизни не видим. О чем-то высоком рассуждаем, как надо страной управлять, как… И хочется сказать: «Какой страной управлять? Ты иди посуду помой. Ты знаешь, как страной управлять, как экономику выровнять, да иди посуду помой, брюки погладь». Вот где пьянство, в головах наших. А почему в головах пьянство? Я привел пример. Лишает разума – гордость. Дает разум – смиренномудрие.

Давайте уже признаем раз и навсегда, что мы – безумцы, что мы – блудники, что мы – убийцы, что мы Родины предатели. И тогда, может быть, за смирение Господь даст нам разума. Мудрость – это Бог. А мы – глупость.

Вот, мы для чего в храм ходим? Чтобы наша глупость просветилась мудростью Бога. Не ходишь в храм, ну и живи, как хочешь. Ну, так и будет. Проживешь по инерции и помрешь, и люди забудут. Ближайшие родственники вымрут, и крест некому будет покрасить. Вот смысл жизни. Смысл жизни – когда всё крадет смерть. Крест упал и в труху превратился, всё, аминь, и смысл кончился. Только в Боге смысл. Мария Египетская, слава Богу, стала смиренномудрой. И её уже много сотен лет вспоминают. Целое воскресенье Великого поста ей посвящено. В среду стояние Марии Египетской служили. Кому такая честь? Блуднице. Блуднице бывшей и великой святой нынешней.

Богу Нашему Слава всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь!

Протоиерей Сергий Баранов
2 апреля 2023 г.

МЕНЮ