Слово в праздник Богоявления — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Слово в праздник Богоявления

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь в Евангелии говорит: верующего в Меня вода потечет живая. Я, говорит, Истинна и Жизнь. В Евангелии, в церкви очень много говорят о жизни, но вот я сейчас предлагаю вам такой вопрос. Вот здесь стоит горстка людей, которые не спят, и есть целый город, который спит. Какая разница? Эта горстка что – не будет болеть, не будет умирать, у этой горстки не будет несчастий в жизни? Да всё будет то же самое.

Мне однажды один человек сказал: «Батюшка, я неверующий человек, но я жизнь прожил счастливую. У меня прекрасная семья, хорошая работа, на работе меня уважают. Слава Богу, Господь дал здоровье, достаток». И он искренне, по-человечески не понимает, а зачем же, например, в сегодняшнюю ночь не спать? Кому-то завтра на работу, рабочая неделя… Это все-таки относительный подвиг, относительное утеснение себя.

Ради чего это, если мы знаем людей, которые не ходят в храм и не вспоминают Бога, но в земном формате живут так же счастливо, как и церковные люди. А иногда даже и более спокойно и стабильно. Возникает вопрос: о какой жизни Господь говорит: «Я – Истина и Жизнь. Я даю жизнь».

Церковные люди, которые не входят в смысл этих слов, недоумевают: позавчера мы хоронили неверующего, сегодня верующего – и всё одинаково. Сейчас в нашей гайской больнице, может, даже больше неверующих лежит, и верующие лежат, и точно так же болеют. О какой же жизни говорит Господь, если мы, даже церковные люди, не всегда это понимаем? А Господь говорит о духовной жизни.

Есть просто физиологическая жизнь, как у животных. И можно сказать, что это в полной мере жизнь, а можно сказать, что это жизнь только отчасти. Потому что животные лишены чего-то, что может человек. Они живут только в формате физиологии, они лишены чего-то душевного. Животных не интересует музыка, они не понимают поэзию, они никогда не остановятся перед картиной Айвазовского, заглядевшись на нее, они просто ее не видят. Потому что они живут всего лишь в формате физиологии. И вот в этом формате они живут счастливо. Родился теленочек, вырос, побегал по травке, вырос в большого быка. Но больше ничего. Люди живут гораздо шире, глубже. Люди также живут в формате физиологии, но еще в формате души. Люди способны слушать музыку и сочинять музыку, люди способны писать, передавать свои мысли, люди способны глядеть на закат… В людях уже есть нечто более глубокое, нежели просто физиологическое существование. Но формат душевности – это все равно ограниченный формат.

Вот, знаете, я – иконописец. Пишу иконы, чего-то уже добился в этом. Писал книги, иконы, снимал кино. Что-то где-то получало признание на каких-то кинофестивалях. Как иконописцу мне доверяли в Греции, на святой горе Афон, храмики расписывать. И, казалось бы, можно так вот радоваться этому. Но, поверьте мне, сегодня человек получает Нобелевскую премию, радуется, а через неделю уже остывает. Это событие перестает волновать. Ну, получил я сегодня какую-то награду, от всех принял звонки, поздравления. А через неделю – ничего.

Так вот, человек может еще жить не только в формате душевности. Эта душевность вместе с нами умрет. Ну, просто ты умрешь хорошим человеком. Или человеком, который писал стихи или музыку. И после тебя их, может, будут читать или слушать, но лично для тебя это конец. Так вот, человек (и, к сожалению, редкий человек, сейчас особенно) может еще жить другой жизнью. Не только физиологической, не только душевной. Человек способен войти в жизнь духовную. А тем людям, которые не входили в формат духовной жизни, даже кажется, что ее просто нет. Они никогда не смогут понять, как жил преподобный Серафим Саровский, какими чувствами, какими видениями, какими мыслями он жил. Потому что для нас это запредельно. Мы живем всего лишь физиологически, душевно. А духовный мир для нас закрыт.

Так вот, когда Господь говорит о жизни, Он имеет в виду не физиологическую жизнь, потому что даже батюшка Серафим Саровский тоже умер и тоже болел. Господь говорит и не о душевной жизни, не о жизни искусства, философии, чего-то возвышенного. Господь говорит о жизни духовной, для которой многие из нас просто мертвы. Она для нас не существует, это просто параллельный мир. Но отдельные, редкие люди, о которых Господь говорит «малое стадо», «вас будет мало», те, что входили в этот мир, они вдруг начинали понимать: существует еще мир, живущий параллельно тебе, живущий своими законами. Он очень реален, он очень объективен. А ты просто прозябаешь здесь где-то внизу. И некоторые люди загорались желанием постичь этот мир, войти в него, войти в его законы, в его бытие. И у них это получалось.

Вот, в сегодняшнюю ночь вы, горстка людей, решили не спать, а прийти сюда. Может быть, у вас еще нет способности войти в этот духовный мир, но у вас уже есть какое-то чутье. Вот это чутье вас сегодня потянуло. Вы чувствуете, что есть что-то более возвышенное, нежели есть, пить, слушать музыку или смотреть на что-то красивое. Церковные люди чувствуют, что есть нечто более возвышенное. И даже в формате храма. У нас храм, может быть, и украшен. Бывают древние храмы очень красиво украшены, но это не первоначальное, это не главное, это второстепенное. Можно быть в убогом, ободранном стареньком храме, но быть как в царских чертогах. Батюшка Серафим был в диком лесу, в очень бедной келье, но он находился как в царских чертогах.

Мы сейчас будем набирать воды святой. Это тоже для кого-то совершенно ничего не значит, а для кого-то это сегодняшнее реальное чудо.

Мы позавчера делали ревизию вот этим бакам для святой воды. Их два года не мыли, и мы очень беспокоились, что за два года там все затухло, и нам нужно помыть все хорошо, помыть, слить. Когда я открыл крышечку, там была свежайшая вода на дне. Никакого запаха, никакого тления. Это происходит каждый год девятнадцатого января. Но это трогает совсем небольшую часть населения. Для кого-то это остается совершенно равнодушным событием. Каждую Великую Субботу накануне Пасхи в Иерусалиме сходит Благодатный огонь. Тысячи свидетелей. Но для кого-то это совершенно ничего. Кто-то на Пасху даже лба не перекрестит, даже русские люди, крещеные люди. А для кого-то это чудо.

Сегодня у нас маленькое чудо: мы освящаем воду, и, как говорят богослужебные стихи, днесь вод изменяется естество. Что-то происходит с водой. Что? Для нас неведомо. Ни один физик, ни один химик не скажет, что там происходит. Но для верующего человека есть простое объяснение: воды касается благодать Духа Святого и изменяет не ее физическую природу, а духовную. Происходит маленькое чудо. Сейчас кто-то будет причащаться, и с ним может произойти маленькое чудо. Вот, внутри него, когда он примет в себя Тело и Кровь Христовы, может произойти. Это я говорю для верующих людей, которые постоянно причащаются. Часто мы причащаемся просто как бы традиционно, по инерции. Но настоящее причастие бывает очень редкое.

С праздником вас! Со Святым Богоявлением!

Протоиерей Сергий Баранов
19 января 2023 г.
Кафедральный собор св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Гая

МЕНЮ