Встреча с гостями из Оренбурга — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Встреча с гостями из Оренбурга

– Девушке 30 лет, и она говорит, что не будет работать, что мало ест и не объест семью. Как объяснить ей, что нужно работать?

– Если человек так говорит, значит, у него уже маленькое сумасшествие. Чтобы с ней что-то решить, вам надо хотя бы перестать так сильно сердиться на нее, потому что в таком состоянии мы можем только дверью хлопнуть и прекратить разговор. Если вы хотите говорить с ней, нужно все равно оценивать ее как человека, который находится в каком-то помрачении, заблуждении, а если сердиться – то вообще ничего не получится. Нельзя насильно помочь, нужно молиться за нее; матери, наверное, надо мягко ограничивать деньги, кормить-то она все равно ее будет, хотя бы поменьше вкусного, чтобы она ощутила недостаток, чтобы поняла: если хочешь одежду поинтереснее – нужны деньги; то есть как бы на минимуме ее какое-то время подержать, но опять же – не упрекая. Обиженный человек не слышит вообще ничего. Особенно обиженный молодой человек никого не слышит, кроме самого себя. Поэтому не надо давать повод к обиде, а надо давать повод к стыду, чтобы ему стало не обидно, а стыдно. У всех есть стыд, просто надо его раскопать, и обидчивость у всех есть – здесь не надо давать повода.

– Что такое проклятие Бога? И почему дети могут быть прокляты за грехи родителей; если я один в семье, почему я проклят, я разве выбирал, у кого рождаться?

– Дети несут на себе в какой-то мере грехи родителей, не юридически, а фактически. У Давида в 50-м псалме есть такие слова: «Во грехе роди мя матерь моя». Ребенок, хочет он или не хочет, рождается, взяв от матери уже что-то. Он девять месяцев уже брал, это произошло не в момент, когда он родился. А мы смотрим на него, и нам кажется, что он ничего не понимает, что он начнет что-то брать через три года, через пять лет, а он уже берет.

Интуиция и логика развиваются не одинаково. Некоторые говорят, что нельзя младенцев крестить, потому что они ничего не понимают. Логически еще не понимают, мозг их еще не развит. А кто скажет, одинаково ли развиваются у них мозг и интуиция, тонкие части души. Умом он еще не понимает, но он уже улыбается или хмурит бровки, то есть мозг еще не развит, но какой-то другой частью души он уже реагирует на этот мир, ему уже грустно, весело, плохо, хорошо, он уже сердится, хотя еще мозг не работает. Кто может сказать, чувствует ребенок благодать или нет? Благодать крещения, благодать причастия? Конечно, чувствует. Ребенок, который находится в утробе матери, живет ее переживаниями, ее радостями, ее грехами, ее святыми моментами, ее пошлыми моментами – ребенок всем этим живет. Можно сказать, что мы свободные личности, и в момент определения мы выберем свой путь в жизни, но до момента нашего взросления, определения в этой жизни мы живем уже жизнью своих родителей, мировоззрением своих родителей, привычками своих родителей, грехами своих родителей, добродетелями своих родителей. То есть ребенок на себе не юридически несет грехи, а фактически, он с кровью взял, с психикой матери взял, и потом берет – он живет в их атмосфере, ребенок живет в доме, в котором ссорятся или в котором молятся, влияет это на него или не влияет? Конечно, влияет. Они не несут проклятие на себе, они несут вот это греховное состояние, поражение несут. Бывали такие случаи, когда родители разводились, и маленький мальчик, ему был годик, когда папа ушел, и он его не видел 15 лет, а мама обращает внимание, что у мальчика ужимки папины: он плечами водит как папа, откуда? Он его не видел. Вот оно греховное поражение идет, и что-то доброе идет. Некоторые говорят, вот у меня была бабушка святая, наверное, поэтому через два поколения я пришла в церковь. А кто скажет, что это не работает? Бабушка что-то передала маме в очень тонких вещах, ну, конечно, и в грубых вещах, словах, делах, но еще и в тонких отношениях, а мама передала тебе, даже несознательно. Поэтому от Адама с Евой мы несем это поражение, каждая мать во гресех рождает человека и передает ему своей кровью это греховное поражение, которое приводит к смерти.

Апостол говорит, что грех рождает смерть, и это очень точно. Именно в этом отношении дети несут на себе проклятие своих родителей. Дети переживают не только то, что говорят их родители, но и что чувствуют их родители. В одной семье иногда люди настолько срастаются, они сидят молча и говорят друг с другом. Он понимает, что она думает, она понимает, что он думает ей в ответ, дети без слов могут понять в каком состоянии мама и папа пришли с работы, то есть это происходит не только на уровне слов. Мы настолько приземлились, что переживаем мир очень грубо: насколько я могу дотянуться – настолько я его ощущаю, насколько могу видеть, то есть граница моей тактильности, граница моего видения – на горизонте. Но мир гораздо шире, гораздо тоньше и многообразнее, сложнее, много чего мы не отслеживаем, но мы этим живем.

– Получается, что все страсти, грехи передаются из поколения в поколение, но может же кто-то раскаяться и остановить все это?

– Конечно, те люди в нашем роду, которые давали нам предрасположенность к этому греху, к сожалению, для своего рода и являются проклятием. И те люди, которые сумели в этом роду, в этой предрасположенности остановиться и передать следующим своим потомкам уже здоровый образ жизни, – они являются уже благословением этого рода. Если у нас в роду есть святые люди – это благословение нашего рода, если в нашем роду есть убийцы, самоубийцы – это проклятие нашего рода, но проклятие не как гнев Божий, а проклятие как факт нашей жизни.

– Так мы же можем это исправить?

– Мы и должны это исправлять. Иначе нам плохо будет, нашим детям плохо будет, нашим внукам, если мы будем это не исправлять, а повторять, усугублять.

5 января 2018 года

МЕНЮ