Наша жизнь – это миг — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Наша жизнь – это миг

Проповедь в Новогоднюю ночь

Сколько ни живет на земле людей, каждый видит одно и то же, и каждый дает увиденному свою оценку. Даже сегодняшние новогодние праздники каждый прожил по-разному. Кто-то сегодня с утра не может встать после гуляний, а кто-то, слава Богу, пришел в храм, чтобы помолиться, поблагодарить Господа за прошедший год и попросить Его благословения на следующий. Кто-то, встречая Новый год, непременно смотрит куда-то очень далеко вперед: ему кажется, что впереди долгая жизнь. А кто-то говорит: «Господи, еще один год безвозвратно ушел из моей жизни, она сократилась еще на год, и я стал ближе к смерти».

Даже самую память смертную люди переживают по-разному. Неверующие, не стяжавшие Духа Святаго, не чувствуют Его, не живут Им, переживают память смертную как великую, мрачную и неприятную трагедию. Вы можете себе представить, чтобы человек, обретший Христа, исполненный Духа Святого, мог бы сказать такие неприемлемые для христианина слова, противоречащие нашей вере? Христианин может сказать Господу под Новый год: «Еще один год ушел из моей жизни, и я стал ближе к Тебе на год; смерть моя приблизилась на год, но для меня это не мрак и не трагедия, а еще один шаг навстречу к Тебе».

Чтобы это понять, нужно жить Духом Святым, когда человек может сказать: «Господи, я стал ближе к Тебе, я не пытаюсь остановить время, не пытаюсь оттянуть эту встречу, я желаю ее и даже хочу ее ускорить. Я устал быть в этом мире, полном противоречий, недоразумений, злобы, зависти и всякий скорбей, и хочу скорее быть с Тобой». Как далеки эти мысли праведных людей от мыслей нас, грешных, цепляющихся за эту жизнь. Она бьет нас, обманывает, предает, а мы все равно цепляемся за нее, и нам тяжело с ней расстаться. А у праведных людей правильно выстроены мысли в Духе Святом, и для них смерть не трагедия, а приобретение жизни во Христе. Сама смерть может быть обретением, если эта смерть во Христе.

Сегодня люди очень боятся эсхатологических предчувствий, конца света, переживают, бегут от таких мыслей. Хочется спросить у воцерковленных людей, желающих быть со Христом: «Неужели вы не хотите побыстрей с Ним встретиться? Почему вам все время нужно оттягивать эту встречу, отталкивать мысли о встрече со Христом? Почему вы так сильно боитесь антихриста?» Когда мы воцерковлялись, были молодыми священниками, эта тема поднималась и тогда. И мы спросили своего духовника: «Как вы думаете, скоро ли придет антихрист?» И батюшка нам так просто ответил: «Конечно, придет. Если он не придет, то как Христос его победит? Пусть быстрей приходит и получит свое». Смотрите, какое разное отношение у людей к одной и той же теме. Для кого-то это ужас, они этим измучили сами себя, стали злыми, подозрительными и всех окружающих задергали. А когда человек в Духе Святом, он по-другому все это воспринимает. Часто в миру любят приводить такой пример. Один говорит: стакан наполовину полный; другой говорит: стакан наполовину пустой. Один и тот же стакан — а взгляд на него разный.

Поэтому не нужно бояться памяти смертной. Если мы трезвые, нормальные люди, то должны понимать, что смерть естественна. Недавно одна старушка за 80 лет говорит: «Батюшка, у меня что-то вот здесь колет, здесь болит, здесь ноет…» А ей отвечаю: «Знаете, мы, по-моему, скоро с вами умрем». 80 лет человеку — надо уже немножко думать, что когда-нибудь кольнет в последний раз. Но некоторые люди даже в 80 лет не хотят в это верить. Но это надо принимать как естественный итог нашей жизни. И чтобы уход не стал для нас полным мраком, какой-то ужасной трагедией, удручающей нас уже лет за тридцать до смерти и вводящей нас в пессимистическое состояние, нужно понимать суть вещей. Бог нам дает короткий, относительно вечности, период жизни. Даже если кто-то умудрится дожить до ста лет, то относительно вечности – это миг, вспышка. Вспыхнула звезда и погасла — вот наша жизнь. Бог дает нам коротенький период жизни, чтобы мы подготовились к вечности и не мечтали прожить 100, 200, 300 лет, а думали, что наша подлинная жизнь — там, со Христом, и жили этот краткий миг мудро, не боясь потерять его, а переживая, как временное, естественное событие. Пройдет это событие — пройдет наша жизнь — аминь, надо идти к Богу. А у Бога, если мы Его найдем, будет так хорошо, что мы забудем нашу земную жизнь. Все, что для нас было ценно, дорого, все наши привязанности, все наши страсти просто из памяти вылетят, потому что у Бога будет действительно хорошо.

Даже в нашей временной земной жизни мы обретаем на краткое время благодать Духа Святаго, когда говорим, как апостолы на горе Фавор: «Господи, хорошо нам здесь быть. Поставим три кущи, зайдем в них и не выйдем». Если такого рода переживания могут быть и здесь, на земле, то представляете, как будет там? Здесь мы немножко видим, в тумане, как тот человек, которому Господь вернул зрение и спросил: «Что ты видишь?» Тот говорит: «Вижу людей как деревья, очень туманно». Так и мы сейчас видим духовную жизнь очень приблизительно. А когда покинем нашу плоть, тогда духовная жизнь встанет перед нами в естественном и четком видении. А для тех, кто наследует вечную муку, она встанет во всей полноте страха и ужаса. Но для христиан, которые потрудились в земной жизни, и наследуют — дай Бог! — Царствие Небесное, оно предстанет во всей красе, во всей полноте своей благодати и радости. И христиане в восторге вздохнут и забудут все, что у них было в прошлом. Они будут смотреть только вперед, как ангелы, херувимы и серафимы, которые летают вокруг престола Божия и закрывают лица свои крыльями, поскольку не в состоянии в полной мере созерцать славу Божью. Единственное, что они могут восклицать, это: «Свят, свят, свят Господь Бог!» Больше они ничего не помнят, ничего не знают, ничего им больше не надо.

Поздравляю вас с праздником, с Новым годом. Каждый Новый год, каждый ваш день рождения дают возможность почувствовать уходящее время. Не планируйте тщательно все в этой жизни: все пройдет — и удача ваша пройдет, и неудача, и скорби. Но главное — чтобы нам довелось наследовать Царствие Небесное, со Христом. Там будет вечная Пасха, которой не будет конца. С праздником вас!

 

Протоиерей Сергий Баранов

1 января 2017 г.

МЕНЮ