Проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского

День памяти преподобного Серафима мы всегда переживаем так тепло и сердечно, потому что этот святой особенный. Я бы даже употребил слова «радостный святой». Потому что всё, что с ним связано, сразу вызывает в человеке чувство радости. Его жизнь всегда была наполнена радостью. И не случайно он имел такой обычай – любого приходящего к нему встречать словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Потому что он сам всегда находился в состоянии радости и излучал эту радость на приходящих к нему. А самое главное – он умудрялся черпать эту радость в общении с любым грешником, который приходил. Самое уникальное – не когда ты сам находишься в святости, но когда ты за любого грешника переживаешь и оцениваешь его как подарок судьбы для себя. Это удивительное состояние могли переживать только святые.

Хочу обратить ваше внимание на то, что непреложное условие радости вот этого состояния Царствия Небесного – это отсутствие в вашем словаре слов «почему» и «зачем». Если у вас они есть – никогда не будет совершенного такого, доброго духовного состояния, потому что всё время его будут портить слова «почему» и «зачем». Они всегда будут вставать в противоречие нашей душе. Собственно, и сами по себе эти понятия несут в себе противоречие.

Иногда человек обретает сокровище. Вспомним евангельскую притчу о сокровище: нашел купец драгоценную жемчужину и распродал всё своё состояние, чтобы купить её и радоваться этой бесценной жемчужине. Что подразумевается под этой жемчужиной? По словам блаженного Августина, это истинная вера, благодать Божия, вечное спасение, Сам наш Спаситель Господь Иисус Христос. Вот когда человек знает о такой жемчужине и начинает искать её, когда у него есть духовное событие, есть молитва как образ его бытия, тогда он весь сосредоточен на этой радости состояния Царствия Небесного. И он просто отключается от всех других проблем, от всех «почему», «зачем». Он просто их не видит, потому что занят, отвлечён.

Наша духовная жизнь должна давать вот такие результаты. Добрые результаты, когда мы настолько ими пленены, настолько в них полностью находимся, что нам не хочется ничего плохого – ни думать, ни говорить, ни вспоминать, ни противоречить. Не случайно Господь указывал на высшее состояние Царствия Небесного, которое находится внутри человека. Это любовь к врагам. То есть это совершенное отсутствие противоречий в сердце человека. И нет на земле никого и ничего, что может омрачить его сегодняшний день.

Достигнуть этого, конечно, нелегко. Но хотя бы ориентиры правильные в жизни надо иметь и понимать, что хорошо и что плохо. Иногда мы в своём лицемерии начинаем себя оправдывать, сознательно искажать понятия – что хорошо и что плохо, что духовно, что не духовно. Обманываем свою совесть и живём лицемерно. А потом недоумеваем, почему у нас нет радости в душе. Так и не будет её, потому что условия духовные не соблюдаются для радости.

Никогда не будет у нас идеальных условий внешних для хорошего самочувствия. Господь говорит: Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21). То есть это внутреннее состояние. Человек сегодня влюбился. У него осталась та же работа, тот же начальник, те же соседи, может быть, алкоголики. Но он сегодня в состоянии любви. И он летит по городу, улыбается, он всех любит, всем всё прощает, потому что у него сегодня случилось что-то большее, чем работа, начальник, соседи, коммунальные услуги, погода… Христиане должны жить теми первоочередными задачами, мыслями, которые связаны с Богом, а потом всё остальное.

Поздравляю ещё раз всех вас с праздником, с днем ангела-хранителя нашего монастыря – преподобного Серафима Саровского. Как хорошо, что у нас и Серафим Саровский, и Сергий Радонежский – эти два величайших русских святых – покровительствуют теперь нашему монастырю. Будем не просто пользоваться по праву их покровительством. Будем подражать им, чтобы не огорчать их.

 

Протоиерей Сергий Баранов

1 августа 2015 г.

МЕНЮ