Проповедь в день памяти мученицы Татианы — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Проповедь в день памяти мученицы Татианы

Сегодня празднуется день памяти мученицы Татианы. Поздравляю всех Татьян с днем ангела. Завтра будет день ангела у кого-то другого. И так круглый год мы почитаем наших святых. Хочу с вами поразмыслить вот о чём.

Мы почитаем святых и между собой иногда говорим: «А вот у меня такой святой покровитель. А я в монашестве пострижена в честь преподобного Антония Великого, а я – в честь преподобного Серафима Саровского…» И мы, делясь между собой этой радостью, невольно начинаем роднить себя этому святому и невольно этим гордиться. И внутри у нас рождается маленькое тщеславие, потому что мы носим имя того или иного великого святого. Но на самом деле у нас должны рождаться совершенно другие мысли и другие переживания. Если бы мы, нося имя великого святого и перечитывая не один раз его житие, смотря, как он жил, вдруг начали сравнивать своё внутреннее состояние с жизнью святого, то у нас бы наступило совершенно другое отношение к своим делам и поступкам, ко всей своей жизни.

Нося имя того или иного святого, мы воспринимаем это как честь, что совсем не правильно, потому что это, прежде всего, большая ответственность. Таким же образом произошла великая подмена понятий, великая ошибка в жизни израильского народа, когда Господь выбрал его среди всех народов Земли как богоносного, чтобы этот народ пронес идею Бога, чистоту понятия Бога среди тех народов, которые ушли в язычество и совершенно потеряли образ Бога. Но этот народ принял свою богоизбранность не как ответственность перед всем миром, а как честь. И сразу у него всё перевернулось, всё помрачилось настолько, что люди не поняли ничего, когда пришёл Христос, и даже распяли Его.

И по сей день люди унижают, оскорбляют, а то и хулят память о Христе. Когда мы допускаем в своё сердце гордость и тщеславие, то наши мозги сразу переворачиваются. Мы становимся безудержны, безумны настолько, что не только не можем понять какие-то высокие богословские и философские учения, а элементарных вещей не видим. Как Господь утверждает в Евангелии: Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13, 13). То есть слышите, как звук, как слово, но совершенно не понимаете смысла. Видите события, но они проходят через ваш ум в совершенно искаженном понимании.

Поэтому мы должны читать жития наших святых в таком состоянии, с таким чувством, чтобы у нас всё время рождался стыд после чтения. Стыд и молитва потом к нему: «Преподобный отче, прости меня, что я ношу твоё имя и хулю его своим житием. Ты это имя возвышал, это имя теперь в веках слышится, и сразу вспоминается твоя личность, твое житие. Это имя теперь так прославлено. А я, нося твоё имя, унижаю его каждый раз».

Это касается не только тех имен и тех святых, которым посвящены наши имена. Это касается всей нашей жизни. Мы должны в нашем христианстве больше стыдиться, чем гордиться. Потому что, если честно, все-таки у нас грехов больше, чем добродетелей. И намного больше. Больше страстей, чем чистоты сердца. И если даже мы что-то приобретаем, что-то у нас получается, то не должны гордиться. Потому что это Бог касается нашего сердца – и тогда к нам приходит вдохновение, у нас создается настроение. И в этом добром настроении мы совершаем добрые дела.

Не зря говорят: «Вот отойдет Дух Святой от тебя…» Мы часто употребляем выражение «человек не в духе». Но даже не оцениваем эти слова духовно. Что такое «не в духе»? Не в каком духе? Не в Святом Духе. Лучше не подходи к человеку в этот момент, когда он не в духе. И наоборот, если он в духе, так это прекрасный человек. Само понятие говорит о том, что он в Духе. Это не его личное состояние. Это состояние присутствия Духа в нём. И тогда он хороший, добрый, покладистый, уступчивый. Но не дай Бог ему потерять Духа Святого и остаться самому с собой, без Духа. Во-первых, он сам может стать просто животным, а во-вторых, в него может еще войти и другой дух. Не Святой Дух, а лукавый, злой, противоречивый… И тогда беги от него и от самого себя.

 

Протоиерей Сергий Баранов

25 января 2015 г.

МЕНЮ