В Иверском монастыре – богословская конференция международного масштаба — Иверский Орский женский монастырь
Назад

В Иверском монастыре – богословская конференция международного масштаба

ОРСК. 22 ноября 2022 г. По благословению Преосвященного Иринея, епископа Орского и Гайского, в Иверском монастыре состоялась конференция «Прииди, Свет истинный» в честь 1000-летия преставления преподобного Симеона Нового Богослова.

Форум посвящен богословскому учению и личности преподобного. Как известно, его называют самым выдающимся мистиком Православия, одним из трех Отцов, которых Церковь нарекла «Богословами». Первый – святой Иоанн Богослов, апостол и любимый ученик Спасителя. Второй – Григорий Богослов. И третий – Симеон Новый Богослов.

Этого святого насельницы Иверского монастыря считают своим духовным учителем на пути в Царствие Небесное. Здесь действует посвященный ему домовый храм. Сестрам монашеской общины очень близко его имя, ведь основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!». И молитвенная практика Иисусовой молитвы основательно вошла в жизнь обители.

По окончании молебна в Троицком храме участники форума прошли в конференц-зал. Началось мероприятие литературно-музыкальной композицией с видеооформлением «Жизнь и слово». Вели её старший священник, духовник монастыря протоиерей Сергий Баранов и игумения Ксения (Пашкова). С большой любовью и теплотой матушка рассказывала о жизненном и духовном пути преподобного Симеона. А отец Сергий вдохновенно читал отрывки из сочинений святого и его поэтические божественные «Гимны любви».

Затем участникам конференции были представлены интересные и содержательные доклады:

– «Свидетельство прп. Симеона Нового Богослова о причащении в контексте современной евхаристической практики» (священник Константин Корепанов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга);

– «Святость – путь к созерцанию Божественного Света» (священник Илия Костин, клирик Успенского Брусенского женского монастыря г. Коломны);

– «Исследование падшей человеческой души в свете Божественной благодати» (протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы);

– «Некоторые ключевые моменты христианской жизни в трудах прп. Симеона» (игумен Варнава (Соколов), наместник Свято-Димитриевского Оренбургского мужского монастыря);

– «Мистическое учение об умно-сердечной молитве» (священник Александр Трушин, настоятель храма Святой Троицы г.Новотроицка);

– «О Божественной литургии» (архимандрит Даниил (Ишматов), игумен Свято-Успенского монастыря на Дайбабской горе в Черногории).

К сожалению, по разным причинам не все они смогли приехать в Орск, поэтому прислали видеодоклады.

На конференции собралось много гостей из разных уголков страны.
Помимо докладчиков участниками форума стали: игумен Пимен (Полищук), настоятель Рождественского подворья г. Алатырь Чуваашской республики;игумения Кирилла (Саликова) с сестрами Иверского Богородицкого женского монастыря с.Шерауты Чувашии; протоиерей Николай Чикунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца с.Порфентьево Московской епархии; протоиерей Константин Петряев, настоятель храма Архангела Михаила с. Мордовская Кармалка из Татарстана; протоиерей Максим Миронов, настоятель Одигитриевского прихода с.Зоркальцево Томской епархии; протоиерей Алексей Шильков, настоятель храма Василия Великого г. Дюртюли Нефтекамскоой епархии; священник Константин Панин, клирик Санкт-Петербургской митрополии; клирики Иверского женского монастыря г. Орска иеромонах Филарет (Давыдов), священники Сергий Дынник и Александр Зуботыкин; протоиерей Вячеслав Кочкин, настоятель Пантелеимоновского храма г. Орска; протоиерей Александр Божко, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы архиерейского подворья г. Орска. Присутствовали также многочисленные паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Томска, Нефтекамска, Коломны, Самары, Татарстана, Башкирии, Чувашии.

В заключение сказал своё слово отец Сергий Баранов:
«Мы в перерыве общались со священниками и отметили категоричность преподобного Симеона. Он всё время поднимает планку так высоко и говорит об этом так категорично, что невольно возникает состояние, подобное состоянию апостолов, которые были возле Христа, слышали Его высокое слово. И один из них по-детски, из глубины сердца произнес: «Да кто же может это понести?»… Хочу резюмировать всё сказанное сегодня по поводу смысла духовной жизни. Главный смысл – это нахождение между отчаянием и надеждой. Это антиномия. Человек находится почти на грани отчаяния, на грани ада, когда сравнивает своё состояние с идеалом, о котором христианам говорит Христос. И он не может не подходить к этому отчаянию. В то же время не переступает это отчаяние, не шагает в ад. Это состояние уникальное. Это состояние не философское, а бытийное. Можно бесконечно об этом говорить. Есть разная природа вещей: понимать и жить. Понимаем мы отвлеченно, а живем непосредственно. Так вот это состояние мы должны не понять, а прожить. Нахождение между отчаянием и надеждой – это как раз и есть христианская жизнь. Об этом, кстати, архимандрит Софроний Сахаров – ученик преподобного Силуана Афонского – говорит: «Часто спрашивают, что имел в виду Силуан Афонский под словами “Стой на краю ада и не отчаивайся?” Это трудно объяснить человеку, который не живет духовной жизнью, потому что христианство – это бытие, это жизнь, а не рассуждение. Христианство вообще не понимается через слово. Христианство живет духом. Слово должно ожить. Поэтому христианство – это не религия слова, не религия рассуждений. Это религия жизни…»

Велась прямая трансляция форума в сети Интернет (запись конференции будет размещена на YouTube канале Иверского монастыря).

Вечером состоялся просмотр фильма протоиерея Сергия Баранова «Возвращайтесь».

Участники конференции отметили присутствие особой атмосферы духовной радости на мероприятии.

Гостям показали монастырские храмы, в том числе только что построенный скит в поселке Херсон, а также обширное хозяйство обители.

Всем участникам Конференции вручили памятные подарки с книгой «Прииди, свет истинный», избранные гимны прп. Симеона в стихотворном переводе митрополита Илариона и новой брошюрой о.Сергия «Бог, который есть. Очерки об Иисусовой молитве».

Вот как отозвался о конференции и посещении Иверского монастыря один из её участников иеромонах Павел (Гелястанов), благочинный Новоспасского мужского монастыря г. Москвы:

«Это событие, я бы сказал, международного масштаба. Потому что этот святой – действительно, уникальнейший для всех времён. И на эту конференцию прибыли не только из России, а из-за рубежа. Я очень благодарен владыке Иринею, епископу Орскому и Гайскому, который был в нашем Ново-Спасском монастыре игуменом, за то, что он благословил эту конференцию, поддерживает игуменью Ксению, сестёр и отца Сергия.

В орском монастыре всё очень нравится. Здесь вспоминаешь свою духовную молодость: монастырь молодой, сёстры ревностные… Когда всё только начинается, особо чувствуется благодать Святого Духа, которая есть на этом месте…

Пушкин сказал: «Духовной жаждою томим, в пустыне жалкой я влачился». Вот эта духовная жажда или возникает в сердце человека, или нет. А вот когда она возникает, он ищет, где ему утолить духовную жажду. И вот как раз такие святые, как Симеон Новый Богослов, показывают путь: как эта жажда возникла в человеке и как её утолить…»

Виктор и Татьяна Базилевские
Фото Виктора Базилевского

МЕНЮ