Первая Божественная литургия в пещерном храме — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Первая Божественная литургия в пещерном храме

ОРСК. 23 февраля 2022 г. По благословению епископа Орского и Гайского Иринея в ночь с 23 на 24 февраля состоялась первая Божественная литургия в пещерном храме в честь святителя Николая Чудотворца.

История этого неординарного события началась весной прошлого года, когда настоятельница Орского Иверского монастыря игумения Ксения (Пашкова) получила благословение правящего архиерея на возведение пещерного храма. И 22 мая 2021 г., в день памяти святителя Николая, духовник монастыря протоиерей Сергий Баранов освятил место под новостройку. Находится оно у подножья горы, на территории, прилегающей к монастырскому комплексу, неподалеку от водосвятной часовни во имя преп. Серафима Саровского и Богородичной дорожки. К настоящему времени все строительные работы завершены, и состоялось первое богослужение.

В Литургии, которую возглавил протоиерей Сергий Баранов, приняли участие: игумения Ксения (Пашкова), игумен Варнава (Соколов), настоятель мужского монастыря во имя Святого великомученика Димитрия Солунского г. Оренбурга; протоиерей Евгений Попиченко, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга; протоиерей Виктор Вильчинский, клирик Екатеринбургской епархии; Сергий Манин, диакон Екатеринбургской епархии; иерей Константин Петряев, руководитель социального отдела Альметьевской епархии; иерей Константин Панин, клирик Санкт-Петербургской митрополии; иерей Александр Трушин, настоятель храма Святой Троицы г. Новотроицка; иерей Максим Бражников, благочинный Гайского округа, настоятель кафедрального собора во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Гая; иерей Григорий Сычев, настоятель Казанского храма г. Орска.

Как видим, на это незаурядное событие откликнулись священнослужители из разных городов страны. Это друзья батюшки Сергия, которым интересна и духовная жизнь Иверского монастыря, и тема Иисусовой молитвы, и всё, что происходит в обители. Поэтому они с радостью съехались на первую Литургию в пещерном храме.

Кроме священнослужителей на службу пришло еще человек 15: благотворители, друзья монастыря. Принять в эту ночь всех желающих и всю монашескую общину не было возможности, так как помещение небольшое (длина его метров 15) и вмещает примерно человек 40. Насельницы монастыря соберутся здесь на богослужение отдельно.
Службы будут проводиться в этом храме раз в неделю, каждый четверг, так как в рамках недельного богослужебного круга Церковь в этот день почитает святителя Николая. Напомним читателям, что свои чтимые святые есть у каждого дня недели. Понедельник посвящен ангелам и архангелам. Вторник – это день памяти Иоанна Крестителя. В среду прославляется Матерь Божия. Пятница – день распятия Христа. Суббота – день Пресвятой Богородицы и Всех святых. Воскресный день – Воскресенье Христово.

Новый храм очень дорог для монашеской общины и прихожан обители, потому как многие принимали активное участие в его закладке. Матушка Ксения с сёстрами (и молодыми и пожилыми) также стали копать пещеру. Но, когда углубились внутрь горы, пошел более плотный грунт, работы оказались непосильными для женщин и решили их не надрывать.
Вспоминаются яркие моменты, очевидцем которых был автор этих строк. Один из них – акции «Поднимем к храму кирпичи». Требовалось вручную доставить тысячи кирпичей от часовни к строительной площадке, расположенной на крутой возвышенности. Десятки прихожан вставали на расстояние вытянутой руки друг от друга, и огромная людская цепочка растягивалась, наверное, на полкилометра. Работа была нелегкая, но трудились все с радостью и душевным подъемом, зная, что вносят свою лепту в рождение необычного, девятого по счету храма монастырской обители.

Наверное, у читателя возникнет вопрос: «А зачем строить храм под землёй?» Вот как ответил на него батюшка Сергий.

– Пещеры с пещерными храмами всегда были традиционны для русских монастырей. Мы узнаем об этом, читая жития Киево-Печерских святых. Кому-то из нас даже довелось там побывать. А кто-то посетил Псково-Печерские пещеры или Покровские пещеры на территории Оренбургской области. Это уже совсем близко нам и географически, и по времени. Ведь Покровские пещеры копались в XIX веке. Мы умиляемся действиям подвижников тех лет. А вот подражать им кажется как-то несвоевременно: сложился такой стереотип в духовном пространстве, мол, всё это прошло безвозвратно, так жить нельзя, не получится. Но нам захотелось попробовать. И мы начали копать…

Мы соблюдали правила безопасности. Не шли сразу большими проходами. Немножко прокопали – крепим стены арочными перекрытиями. На мне как руководителе была ответственность за безопасность. И мы технически грамотно решали все строительные задачи. Сразу делали хорошую бетонную подушку. На это основание ставились стены, перекрытия. Так мы прошли восемь метров непосредственно до помещения самого храма. И там уже появились технически более сложные проблемы, потому что пошло расширение пространства. Было принято непростое архитектурное решение. Мы расперли стены арками вдоль и поперек, а потолок набрали очень крепкими перемычками, что позволило оставить часть стен девственными: видно саму породу – глину. Это и эстетически более привлекательно, и что очень важно – стены «дышат». Поэтому никто из присутствующих на службе не ощущал духоты. Воздух остаётся свежим, нет сырости. Строительная влага вся ушла, и в пещере стало сухо.

Батюшка также рассказал о том, что в храме установлены два престола: в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и в честь преподобной Арсении (Себряковой) – игумении Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Святая жила во второй половине XIX века в Волгоградской области. Она прославилась аскетизмом, духовностью и мудростью. Еще великая старица известна тем, что, проводя дни в заботах по управлению обителью, по ночам с духовными дочерями рыла пещеры, подобные Киево-Печерским, для устройства в них церкви. Бесценно для современного монашества её духовное наследие, особенно книга «Путь немечтательного делания». Сестрам Орского Иверского монастыря близко духовное мировоззрение преподобной Арсении, они очень любят матушку и считают её своей покровительницей.

Ещё мы спросили у отца Сергия о керамических фигурках на стенах пещеры. По его словам, это копии афонских монастырей. Они являются и украшением, и символом, потому что на Афоне многие отцы живут по сей день в пещерах. Пещерное жительство традиционно для афонских отшельников.

Пещеры как нельзя лучше служат местом для уединения и духовной практики. Ведь в них ничто не мешает молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом. Поэтому именно в пещерном храме с первого дня Великого поста насельники обители начнут читать днем и ночью неусыпаемую Псалтырь. Днем будут читать сестры, а ночью – мужчины. Мужчин в монастыре немного, поэтому, если кто-то захочет, то может поучаствовать в ночных чтениях Псалтыри. А те, кто просто желает посмотреть новый храм, могут зайти в него в любое время.

Виктор Базилевский
Фото автора

МЕНЮ