О монашестве, девстве и чистоте (2 часть). Старец Ефрем Аризонский — Иверский Орский женский монастырь
Назад

О монашестве, девстве и чистоте (2 часть). Старец Ефрем Аризонский

7 декабря – 5 лет со дня смерти особо почитаемого в Иверском монастыре старца Ефрема Филофейского, Аризонского, ученика прп. Иосифа Исихаста (2019 г.)
Предлагаем его слово о монашестве.

 

Старец Ефрем Аризонский

О МОНАШЕСТВЕ, ДЕВСТВЕ И ЧИСТОТЕ
(1 часть)

(2 часть)

10

Духовной дочери

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! — воскликнул апостол Павел, когда пришел в исступление от созерцания Божественного света и от горения сердца Божественной любовью.
Что может быть слаще Бога! Разве не суетно все человеческое? Разве могила не покрывает все? Где молодость, где красота, где слава и богатство? Разве не есть все это пыль и прах? Кто царь и кто воин, кто богач и кто бедняк? Где палаты царей, роскошь богачей, где пиры и богатые трапезы сластолюбцев? Где чувственные наслаждения блудников? Разве не покрывают их черви и несносное зловоние? Воистину суета сует,— все су-ета!
Любомудрствуя об этом, будем понуждать себя возлюбить с великим желанием чистый и святой путь преславного девства, дабы, когда мы оставим на земле тело и душа наша устремится к небу, украшали ее красота и благолепие девства, чтобы она возлюблена была Женихом чистых душ — Христом.
Подвизайся, чадо мое, подвигом добрым . Поминай непрестанно святое имя Иисусово. Когда идешь, наклоняй голову и шепотом либо в уме по-вторяй: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Поминай безвестную смерть, стенай и говори: «Ах, какая меня постигнет смерть? Ах, буду ли я готова? Буду ли я угодна Христу со своими грехами?». И всегда вспоминай о житиях преподобных, чтобы желание монашества разгоралось в тебе все сильнее.

11

Другой духовной дочери

Молюсь, дабы Бог управил тебя во всем. Убегающий из мира в монаше-ство приносит с собой и добродетели, и страсти. И в монашестве он призван добродетели умножить, а страсти искоренить. В искоренении страстей он встречает трудности, соразмерные грубости или обилию страстей. И необ-ходимо соответствующее им же самоотвержение для достижения цели — освобождения от бесчестных греховных страстей.
Оперируемый никогда не радуется, скорее, испытывает боль. Но он лю-бомудрствует о том, что благодаря операции и боли получит исцеление.
На монашеском пути будут встречаться и сладость благодати, и горечь страстей. Когда день — когда ночь; когда лето, а когда — зима. Так устроил Божественный Промысл для поддержания тела и спасения души.
Проходит время в монашеской жизни, приумножается духовное знание, облегчается голгофский труд, потому что приходит добрый киринеянин — утешение светлого ведения — и подъемлет тяжесть страстей. И дальше последователь Иисусов с легкостью шествует к совершенному умерщвлению страстей, за которым наступит воскресение. О чадо мое, и что за воскресение! Вкушение Царства Небесного! Наследник Божий и сонаследник Христов! Тогда душа приемлет обручение — свидетельство того, что она невеста Христова и после смерти будет в непорочном чертоге, радуясь вечно! Тогда она увидит себя плывущей по океану радости и созерцаний. И все таковые духовные блага она стяжевает, когда в терпении и смирении совершит добрый подвиг для искоренения страстей.
Желаю тебе, чадо мое, успешно проходить твой будущий подвиг.

12

Другое письмо к той же самой духовной дочери

Желаю вседушно, дабы благий Бог сохранил тебя под Своим могучим покровом и, подобно безошибочной стрелке компаса, привел тебя к полюсу твоей чистой цели, к святому посвящению у ног Иисусовых, как святую Марию , слушать слово благодати, глаголемое в сердце твоем.
Не бойся никого, кроме Бога, Который испытывает сердца и воздает каждому по делам его.
Подвизайся спасительным подвигом, размышляя о неизвестности земной жизни и о том, что мы — путники, пришельцы и странники, как и все отцы наши ; мы пришли, увидим и отыдем. Наступила смерть и все это разрушила. Подвизайся возненавидеть ото всего сердца привременные блага и, подобно премудрому купцу, продай все и купи поле, где скрыто со-кровище — многоценный жемчуг . Возьми заступ и добудь его, и тогда ты станешь богатой в благодати.
Поле — это монашество, и продавший все свои желания, наслаждения и свободу купил его и, копнув лопатой, то есть потрудившись в монашестве, обрел благодать Утешителя Духа и стал богатым в любви и надежде на Бога.
Ничего нет прекраснее монашества, когда живут в нем согласно запове-дям преподобных отцов. Человек приобретает богатство подлинной радо-сти и ликует в Боге, исполняясь блаженного упования, что будет жить с Бо-гом вечно в блаженстве и неизглаголанной радости!
О, глубина Божия! О, богатство невыразимое и сладчайшее! Если апо-стол Павел, несмотря на все свое красноречие, не мог описать того, что видел и ощутил в своем исступлении в раю , то что же я, мерзость, смогу рассказать о величии Божественной радости?
Вкусите и видите, яко благ Господь! Чадо мое и Иисусово, смотри, чтобы ничто из считающегося в миру за благо не отлучило тебя от Иисуса. Но все свое желание преложи на небесное, ибо житие наше на небесах .
Презри все, почти себя землей и пеплом. В нынешнем веке надежного нет ничего.
Убегай от греха, как от огня и от ядовитой змеи, и в молитве прибегай к Иисусу, и Он чудесно усладит тебя. Ради Иисуса пожертвуй всем, потому что Он достоин всей приносимой в жертву любви.

13

К желающим монашеского жития

О, как возмогу я почтить непостижимое богатство девства! Какой брен-ный язык возможет воспеть его славу лучше, чем Христос!
Девство равноангельно, оно земного человека соделывает подобным Христу и Божией Матери, потому что и Он, и Она были девственниками. Прежде греха прародители были девственниками, после греха они стали семейными . Стало быть, девство было узаконено вначале, а брак — по-следствие преслушания, и желающие достичь добродетели, которой обла-дали первозданные, пребывая в раю, должны жить в девстве и чистоте.
Девство и чистота имеют великое дерзновение пред Богом. Посему не пожалейте и самой жизни своей, лишь бы сохранить девство как зеницу ока. И, чтобы блюсти его, вы должны непрестанно творить молитву и со вниманием избегать причин греха. Храните свое зрение.

14

Желаю, чтобы теперь, обручившись Христу, ты больше возлюбила Его. Посмотри, какую любовь Он тебе показал, дочь моя, взяв тебя из мира. Те-перь ты живешь в тихом монастыре, со столькими молитвами и псалмопе-ниями! А самое главное в том, что ты живешь с надеждой на вечную жизнь, где будешь петь вместе с Ангелами Божиими! Каждую секунду приноси Богу тысячи благодарений за толикие Его благодеяния, которые даровал Он тебе по Своей любви.

15

Чадо мое, мы должны заботиться о чистоте, потому что от сего душа монашествующего загорается огнем. Чистота — это то, что наилучшим об-разом характеризует монашескую жизнь как ангельскую. На чистоту при-зирает и снисходит Святый Дух, и монах чувствует себя словно в раю. Диавол воюет против чистоты, чтобы положить преграду посещению Свя-таго Духа.
Посему, чадо мое, нам и докучают дурные помыслы, чтобы мы не стали приятными сосудами Духа Святаго, чтобы не почувствовали, что монаше-ская жизнь — ангельская. Итак, будем подвизаться, дабы с помощью благо-дати Божией стяжать чистоту души и тела.

16

Благодать во время пострижения в ангельский образ одних посещает в изобилии, других — немного. Однако не это определяет будущую духовную жизнь монаха.
Иные совсем не почувствовали благодати ангельского образа, однако впоследствии преуспели много. А с другими случилось обратное. Поэтому целью монаха является чистота сердца, от которой — совершенная любовь.
Пусть это занимает нас, и будем следить за тем, имеем ли мы терпение, мужество во бранях с диаволом, чистую любовь, язык, не оскверненный осуждением, оговорами и тому подобным.
Две радости у монаха: первая — когда он становится монахом, и вторая — когда приближается к смерти. И чем еще является жизнь монаха, если не одним сплошным мученичеством? Потому и смерть — это радость, ибо он помышляет о том, что избавится от муки и брани искусителя.
Исцели себя сейчас, когда ты молод и молоды страсти, чтобы в старости обрести покой, ибо добрая жизнь принесет и добрую старость, и добрую кончину.

17

Прошу вашу любовь, следите за собой и не забывайте о цели, ради ко-торой вы вышли из мира и ради которой должны сражаться, дабы достичь ее, ибо что пользы, если мы достигнем чего-либо мирского и повредим своей бессмертной душе, равной которой в цене нет ничего?
Поскольку мы монахи, нашей целью является восхождение ввысь и жи-тие на небесах. О горнем да помышляем в равноангельской чистоте, и не подобает нам отступать перед каждым недолжным помыслом, оставляя все-сильное оружие молитвы.
Тело монаха — храм Божий. Мы должны этот святой храм украшать всяческой чистотой, чтобы он стал приятен Богу. Человек, оскверняющий сей храм, огорчает Господа. Следите за чистотой.
Девство является общим достоинством как душ, посвятивших себя Гос-поду, так и Ангелов. Диавол люто ненавидит девство, будучи нечистым и врагом Божиим. Посему он и приносит постыдные помыслы, дабы благоле-пие чистоты было осквернено и лишилось своего ангельского сияния.

18

Святая Гора, октябрь 1957

Возлюбленный о Господе брат, Бог да благословит тебя и да просветит тебя на неложном пути спасения. Ты спрашиваешь меня в письме о том, дано ли тебе призвание и призвал ли тебя Господь, дабы не сотворить тебе что-либо без Его воли и не оставить своих обязанностей и так далее…
Брате мой, кто может вместить, да вместит; не все вмещают слово сие . Характерные признаки призвания к монашеству — это когда человек видит в себе живое желание, ревность, любовь и даже как бы некую страсть к монашеству. Когда человек видит в себе сие, то уверяется, что это от Бога — стать ему монахом. И при этой уверенности он все же совершенно свободен выбрать сам либо одно, либо другое . И если он желает того по соб-ственному произволению, без понуждения, пусть примет монашество, ко-торое именуют девственным житием.
Такое призвание есть дар Божий, который человек должен стараться не утерять и не угасить, ибо если он упустит возможность, на два-три года оставшись в миру, то, без всякого сомнения, это желание угаснет и после уже не воспламенится ради такой высокой цели.
Находящемуся в миру необходимо сообразно с телесными силами с рассуждением поститься, пребывать во бдении, молиться, подавать мило-стыню, хранить себя от таких вещей, которые оскверняют благоразумный помысл, избегать худых сообществ, женской беседы, пребывать в молчании, чтении и тому подобном. Все это помогает усилить желание монашеской жизни и сохранить его теплым, доколе не придет подходящее время для его исполнения, когда человек наконец решится на это, потому что, как мы сказали, за человеком оставляется совершенная свобода выбора, несмотря на то что есть и особые свидетельства его призвания.
Конечно, когда Богу будет дано обещание, тогда монашество становится обязанностью. Как говорят великие отцы Церкви, давший обет уже непременно должен стать монахом. Прежде чем давать обещание, необхо-димо хорошо подумать, ибо откладывание исполнения обета не будет иметь хороших последствий, поскольку почитается презрением к Богу, Которому дан этот обет.
Девственное житие высоко, потому что человек оставляет всего себя, чтобы не иметь препятствий в угождении Богу. И так со временем он, при-нимая образ божественного служения, становится святым душой и телом, возрождается, делается новым человеком, посвятившим себя Христу, име-ющим отличительные черты жизни по Христу, наподобие того как дети имеют характерные черты своих родителей, свидетельствующие о их за-конном рождении.
Ты, брат мой, когда пожелаешь, можешь как паломник приехать на Святую Гору и посмотреть вблизи на то, как здесь обстоят дела. И, если за-хочешь, можешь пожить с нами или где-либо в другом месте столько вре-мени, сколько пожелаешь. В нашем домике есть две келейки. В одной — я, в другой — ты, и таким образом тебе станет виднее, что делать. Услышишь ты и духовные слова от моего Старца , сказанные из опыта,— одним словом, будешь просвещен в достаточной мере для того, чтобы разобраться, как поступить.
Вначале жизнь по Христу исполнена множества трудов и различных искушений. Но со временем они уменьшаются и приходит духовное утеше-ние. И при посещении благодати Божией человек пребывает в духовной ра-дости и сладости.
Господь сказал, что спасемся мы многими скорбями, и душа наша должна утвердиться в терпении, ибо претерпевший до конца обретет спасе-ние .

19

Святая Гора, ноябрь 1957

Возлюбленный брат мой о Христе, благодать Святаго Духа да покрывает тебя всегда. Вчера я получил твое письмо и очень возрадовался о том, что ты постиг подлинную суть монашества и что ты здоров. Мое собственное здоровье, по воле Божией, скудно.
Мои слова о бегстве имеют следующий смысл: человек, оставаясь два-три года в миру и медля, остывает и после этого теряет стремление к мона-шеству. И эта благодать внутреннего горения отступает за нерадение к до-стижению цели.
Терния и волчцы произрастит тебе земля ,— говорит Писание. Итак, терния и волчцы, то есть страсти и дурные привычки, будут произрастать на земле сердца. Многим трудом, пОтом и слезами выкорчевываются тернистые корни страстей и дурных навыков, дабы очистилась земля сердца, где будет посеяно семя — слово Божие.
«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Согласно святым отцам, мо-литва — это семя, засеваемое в сердце новоначального со многим трудом и подвигом, которое должно прорасти и возрасти, дабы его собрали и выпекли из него хлеб, хлеб жизни. Это означает, что новоначальный будет пожинать плоды от посеянного зерна, то есть вкушать сладость молитвы, любовь Христову. Это — вода живая , напояющая, орошающая сердце, чтобы произрастило оно цветы, чего я, нерадивый, лишаюсь.
Жена, настанет время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине . Как хорошо Господь говорит об умной молитве!
Пребывая в миру, подвизайся, читай, молись, сколько можешь, твори молитву, ибо сила ее величайшая. Заботься о милостыне. Велика сила ми-лостыни. И я, когда жил в миру, несмотря на то что был беден, по возмож-ности творил милостыню, чтобы помог мне Бог достичь моей цели.
Посмотри, как Бог прославляет милостивых: Корнилию сотнику явился Ангел и сказал: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом . Подобным образом говорит Навуходоносору и пророк Даниил: царь, грехи свои милостынями искупи и беззакония свои — милосердием к бедным .
Брате мой, будем помнить — и первый я, бесчувственный,— ответ пред Страшным Судилищем Божиим, как помнили о нем святые подвижники.
Авва Агафон плакал в час смерти. И монахи спрашивают его:
— И ты плачешь, авва?
— Поверьте мне, чада, я приложил все силы, дабы угодить Богу, но не знаю, угодно ли мое дело пред Богом!
Плакал и авва Антоний Великий:
— И ты плачешь, авва?
— Поверьте мне, чада, с тех пор как стал я монахом, страх смерти не отступал от меня!
Помышляю и я о самом себе: какой ответ дам Богу я, ленивый и нечи-стый, которого страсти обнажили от одеяния брачного!
Когда святой Михаил Малеин был новоначальным, отец пришел забрать его из монастыря и услышал, как тот поет: «Душа моя, здешнее временно, а тамошнее вечно. Вижу на престоле Судию, и пред Судилищем река огненная течет, и книги разгнулись, и сокровенное человеков стало явным».
Ты встретишь, брат мой, много препятствий на своем пути, но не теряй мужества. Избегай всего, что служит тебе помехой на пути Божием. Пресеки всякую дружбу с мирскими людьми. Не бойся: когда Бог с нами, никто против нас .
Келейка моя весьма тихая. Когда приедешь, она тебе очень понравится. Я живу в полной тишине и беспопечительности. Старец дал мне благословение есть что-нибудь по утрам здесь наедине в безмолвии. Редко заходит кто-нибудь. Кушаю в уединении, стараюсь с помощью Божией творить молитву. Встаю сам, бдение совершаю сам. Итак, кто жаждет жить в безмолвии, беспопечительности и молитве, тому здесь очень понравится.
Я жду тебя с великой радостью. И очень прошу писать мне без каких бы то ни было колебаний.
С любовью о Христе, ничтожнейший отец Ефрем,
чадо старца Иосифа

20

Воздержание, пост, бдение, отречение от мирского и тому подобное — это средства, чадо мое, для достижения чистоты сердца. А главным из от-личительных признаков ее является любовь.
Цель наша, стало быть, заключается в очищении сердца. Без чистоты Бог не может быть видим, не является. Итак, как мы можем увидеть Его, если не достигли своей цели, даже не приблизились к ней, если не имеем чистого сердца? Апостол Павел говорит: любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздра-жается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает . По этим признакам, которые превозносит и возглашает громо-гласно апостол Павел, можно определить, насколько человек преуспел в чистоте.
Земледелец начинает с того, что расчищает поле. Он освобождает его от камней и сорняков, вспахивает, засевает, ожидает от Бога дождя, солнца, ветров с единственной целью — пожать хлеб и вкусить плоды своих трудов.
Моряк, купец в дальних странствиях подвергаются всевозможным опасностям ради одной цели — приумножить свое богатство и от этого по-лучают удовольствие.
Монах оставляет родителей, братьев и сестер, сродников, лишается от-дыха, совершает бдения, молится, подчиняется братии, сражается с помыс-лами и делает многое другое — для чего? Чтобы достичь чистоты сердца, чтобы увидеть Бога! Если не очистится, то не узрит Бога .
Что есть Бог? Бог есть любовь . Стало быть, тот, в ком недостает под-линной любви, любви неподдельной, духовной, не может познать Боже-ственное.

21

Дочь моя, да подаст тебе тысячи благословений Распятый, любящий сильно девственность — духовную сестру девства ангельского.
Небесный Отец — Девственник; Его Сын, Господь наш Иисус Христос,— Девственник; возлюбленный ученик Христов Иоанн — девственник. Что же сказать мне о Деве Марии, Богородице, Которая Сама является стеной и предстательством подвизающихся девственников!
Эту святейшую добродетель, ангельское украшение — девство — я, чадо мое, желаю, чтобы выбрала ты в своей жизни.
Все потерянное можно приобрести вновь, все, кроме девства, которое есть чистейшая жизнь без постыдных согрешений. Радуются ангельские воинства, когда присоединится к ним еще хотя бы одна сподвижница. За-видно ее место. Разве не пожелала бы ты, дочь моя, удостоиться его? Наде-юсь на то, что дело благодати завершится в тебе преславно ради славы Рас-пятого.
Иисуса нашего, о дщерь, возлюби и Тому единому служи в своей жизни. Итак, Иисус да будет духовной усладой твоего сердца, и никогда не променивай эту святую любовь на обманчивые земные услаждения, как бы ни хотел принудить тебя к этому суетный мир.
Стань ученицей Христовой, подобно мироносице, принося, словно дра-гоценное миро, девственную чистоту своему Учителю.
Все земное преходит как сон, и ничто из вещей сего мира не пребывает постоянным и неизменным. К чему же любить временное и изменчивое бо-лее, нежели вечное и непреходящее?
Каждую секунду угрожает нам смерть, готовая отправить нас в мир иной и на Судилище Божие. Что нам остается делать? Только готовиться дать добрый ответ Богу в том, в чем мы погрешили пред Ним!
Любую свою мысль, которая не добра, а грешна, изгоняй, как только она появится. Имя Иисусово поминай непрестанно, потому что это святейшее имя даст тебе победу над многоразличными грехами.

МЕНЮ