Газета «Жизнь во Христе – слово о вере» № 1 (583), январь 2025 г. 4 стр.
Водосвятная часовня Серафима Саровского открыта для посетителей
С Рождеством Христовым вас, дорогие братья и сестры!
«Нынешний день», — по слову прп. Ефрема Сирина, — «есть день спасения, научающий нас мудрости… Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной…принадлежит Кроткому… Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесённой ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого»
С радостью о Воплотившемся Господе,
игумения Ксения с сёстрами Иверского монастыря
Рождественская ночь в монастыре (видео)
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
епископа Орского и Гайского
ИРИНЕЯ
всечестному духовенству, преподобному монашеству
и боголюбивой пастве Орской епархии
Русской Православной Церкви
Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28,11)
Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!
От всего сердца обращаюсь к вам словами мира и любви о Христе, ныне Рождшемся, и поздравляю с великим мироспасительным праздником – Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Святитель Иоанн Златоуст называет Рождество Христово началом всех праздников, ибо в нем имеют основание и Богоявление, и Пасха, и Вознесение Господне, и Пятидесятница. И в этот великий день Сам Бог обращается к нам с посланием мира. Первое же ангельское ликование о Родившемся Богомладенце несет нам благовестие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14).
Ныне мы глубже понимаем, сколь бесценно и необходимо всем нам сокровище истинного мира в жизни, полной напряжения и конфликтов, жестоких войн и кровопролития. Господь призывает нас к состраданию и деятельному примирению. Усугубим молитвы об искоренении духа ненависти среди нас, об утишении всякой розни, о достижении взаимопонимания и примирения, о духовном возрождении Отечества.
Наша земная жизнь такова, что являет собой нескончаемое противопоставление: зла – добру, тьмы – свету, греха – добродетели. Высокий долг и священная обязанность каждого из нас, как христианина – всемерно противостоять злу добром. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», – призывает апостол Павел (Рим. 12,21).
Минувший год ознаменовался новым тяжелым испытанием для нашего края. Сильнейшее наводнение многих лишило крова, принесло много горя и слез. Буйство стихии ясно напомнило нам о том, сколь немощь человека нуждается в помощи всемогущего Бога. Став испытанием нашей веры, оно же послужило и нашему единению перед лицом общей беды. Мы все стали едины в устремлении оказать посильную помощь пострадавшим. И это, конечно, вселяет светлую надежду на благополучное будущее.
Благодарю всех, кто оказывал посильную помощь и продолжает поддерживать нуждающихся. Воистину, в те трудные дни мы стали намного ближе, мы объединились, стали большой семьей. Такое единение и любовь – самые лучшие, самые чистые дары, которые только можем мы принести Богомладенцу. Да поможет Господь, пришедший в мир ради нас, ради нашего спасения, каждому человеку принести к Его яслям свой духовный плод, чтобы мы, по слову апостола, среди великого испытания скорбями преизобиловали радостью (2 Кор. 8,2).
Праздник Рождества Христова – это праздник мира, любви, единения, братолюбия. Святой подвижник IV века святитель Григорий Нисский так обращается к каждому из нас: «Ты должен погашать ненависть, прекращать вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие и вместо него вводить любовь, радость, мир, благость, великодушие».
В эти дни мы особо молимся о мире всего мира. Дай Бог, чтобы этот долгожданный мир, наконец, наступил! Молимся и том, чтобы нынешний праздник стал моментом пробуждения души каждого человека, чтобы каждый осознал и смог хранить истинное «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3).
Вновь и вновь поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова и наступающим Новолетием. Пусть свет Вифлеемской звезды всегда озаряет наши души, даруя каждому человеку мир и радость.
Дай Бог, чтобы сей святой день принес в сердце каждого человека тот мир, который воспевали ангелы.
Бог любви и мира да будет со всеми нами!
+ Ириней,
епископ Орский и Гайский
Рождество Христово 2024/2025 гг.
Град Орск
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Патриарха Московского и всея Руси
КИРИЛЛА
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Воздавая хвалу в Троице славимому Богу и разделяя со всеми вами радость нынешнего торжества, обращаюсь к вам, православным чадам нашей Церкви, проживающим как в России, так и в других странах пастырской ответственности Московского Патриархата, и сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова — праздником воплощенной любви Творца к Своему творению, праздником исполнения обетования о пришествии на землю Сына Божия, праздником надежды на спасение и вечную жизнь.
Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает и утроба не истлевает: Слово воплощается и Oтца не отлучается. Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир (стихира праздника). Такими словами Церковь Христова свидетельствует о таинственном событии, которое произошло более двух тысячелетий назад в Вифлеемской пещере и изменило весь дальнейший ход мировой истории. С изумлением и благоговением мы преклоняем колена наших сердец перед этой непостижимой человеческим разумом тайной Божественного замысла о спасении. С благодарением принимая сей жертвенный дар Творца и Промыслителя, тако о нас изволившего, мы исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяний (молитва великой агиасмы).
Что же нам, христианам XХI века, надлежит делать, чтобы стать причастниками этого поистине бесценного благодеяния Божия и удостоиться Его Царства, уготованного от создания мира (Мф. 25:34)?
Все, что мы можем и должны сделать в своей жизни, — ответить на Его любовь взаимностью. А это значит, верить и всецело доверять Богу, исполнять евангельские заповеди, уклоняться от зла и творить добро (Пс. 33:15), быть, по призыву Спасителя, светом миру и солью земли (Мф. 5:13-14).
Будучи наделенным свободной волей и неотъемлемым правом выбора, любой человек может либо принять Христа, либо отвергнуть Его, быть на стороне света — или погрузиться во тьму греха, жить по совести — или по стихиям мира сего (Кол. 2:8), посредством добрых дел созидать в сердце своем рай — или, напротив, творя зло, уже здесь на земле испытывать адские муки. Другими словами, каждый из нас призван к радости и полноте жизни, говоря простым языком, к счастью, а оно — это важно сознавать и понимать — невозможно без Бога, ибо Он — источник жизни и всех благ, Он — Творец и Промыслитель, Он — любящий Отец, наш заботливый Помощник и Покровитель. Обладая свободной волей, человек может избрать жизнь и достичь богоуподобления, но он также свободен и в выборе для себя другой, безбожной и безблагодатной жизни, ведущей к погибели.
Вот почему Господь, Который создал нас, все же не спасает нас без нашего участия. В сопряжении воли Божией, благой и совершенной (Рим. 12:2), с волей человеческой, пусть несовершенной, но стремящейся к добру, — залог нашего успешного прохождения земного поприща. В конечном итоге, вечная участь каждого человека является продолжением того духовного состояния, которое было свойственно ему в земной жизни.
Памятуя об этом, будем, по слову апостола Павла, стремиться стяжать в себе любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23) и другие дары Духа. Будем делать все возможное, чтобы оставаться нам христианами не только по имени, но и по образу жизни, по отношению к родным и близким, к соработникам и сослуживцам, к каждому человеку, нуждающемуся в нашей помощи и участии, сочувствии и поддержке.
Во все дни, наипаче же в сей великий праздник, мы призваны усердно молиться о мире всего мира и благостоянии святых Божиих Церквей, о недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Значимость этих прошений ныне весьма актуальна, ибо силы зла, брани и разделений хотящие, ополчились на Православие. Они сеют вражду и ненависть, используют любые средства для воплощения своих коварных замыслов. Но мы верим и надеемся, что силой Божией все немощные дерзости демонов и их приспешников будут посрамлены. Так было не раз в прошлом, так будет и сейчас. Многовековой опыт Церкви убеждает нас в этом.
Особую благодарность выражаю всем, кто, совершая ныне пастырское служение в пределах Украины, порой с риском для жизни и здоровья продолжает хранить верность каноническому Православию, кто безбоязненно идет по пути исповедничества, претерпевает поношения и скорби за Христа и за Церковь. Таковым мужественным защитникам и поборникам Истины да поможет Господь в испытаниях и да вменит страдания их в праведность.
Несмотря ни на что, духовно мы едины. Мы едины, ибо вышли из единой крещальной купели. Мы едины, ибо совокупно являем полноту Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы едины, ибо связаны неразрывными узами любви во Христе. Мы едины, ибо непреложны слова Спасителя, сказавшего: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Посему нам, христианам, некого и нечего бояться, о чем и напоминает апостол Павел, восклицая: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8: 31). Вдохновляясь этим обетованием, мы живем и созидаем, боремся и побеждаем именем Господним, ибо, как пишет святой апостол Петр, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Не было, нет и не будет, — свидетельствует Церковь.
Со времени пришествия на землю Господа и доныне всем верующим в Него дарована возможность быть чадами Отца Небесного, ибо, как утверждает святой апостол Павел, теперь мы свои, а не чужие Богу (Еф. 2:19). И это означает, что все мы — Его дети, а в Нем и через Него — родные и близкие друг другу.
В богослужениях и священнодействиях Церкви, которая является местом встречи человека со своим Создателем, нам приоткрывается завеса вечности и уже здесь, на земле, дается предвкушение грядущей полноты бытия, когда, по слову Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28), когда никто и ничто не сможет отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39), от радости общения с Ним, когда отрет Бог всякую слезу с очей человеческих, и смерти не будет уже, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4).
Возвещая людям благую весть о пришествии в мир Спасителя, Церковь, как чадолюбивая мать, всех призывает уверовать во Христа и жить по Его завету, дабы стать наследниками вечного блаженства. Поистине Господь пришел на землю, чтобы нас возвести на небо. Он неизменно предлагает людям следовать путем духовно-нравственного преображения, которое достигается исполнением евангельских заповедей, добровольным соработничеством человека и Бога, содействием Его благодати, ниспосылаемой в Таинствах Церкви.
И если во взаимоотношениях с людьми, в повседневных делах и заботах мы научимся руководствоваться Божественными установлениями, то многое изменится не только в нас, но и вокруг нас: жизнь обретет подлинный смысл, наполнится настоящей радостью и счастьем.
Будем же достойны христианского звания и призвания. Будем идти по жизненному пути с твердой верой и непоколебимой надеждой на помощь свыше, радуясь каждому новому дню и новой возможности творить добрые дела, любя ближних и благодаря Бога всегда и за все (Еф. 5:20), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
С праздником всех вас, мои дорогие, с Рождеством Христовым!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
2024/2025 г.
Москва
ОРСК. 25 декабря 2024 г. В день свт. Спиридрна Тримифунтского сестры Иверского монастыря сдали зачет по предмету «Православное вероучение и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» в рамках богословских курсов для монашествующих.
Зачет принимали в очной форме кандидат богословия епископ Орский и Гайский Ириней и педагоги Оренбургской духовной семинарии: иерей Дионисий Волков; иерей Никита Грибенко; диакон Виктор Довмат.
По словам епископа Иринея, комиссия отметила очень высокий уровень подготовки сестер, выше, чем в других монастырях Оренбургской митрополии. Владыка порадовался за сестричек и сказал, что даже не все студенты семинарии имеют такие глубокие знания и умение рассуждать на богословские темы.
Эту дисциплину в Иверском монастыре преподавал иерей Михаил Евграфов.
После успешной сдачи зачета состоялась очень живая, интересная беседа оренбургских священников и насельниц монастыря по различным богословским вопросам. Так как в рамках одной беседы невозможно было раскрыть все интересующие сестер вопросы, поступило предложение чаще приглашать педагогов семинарии на подобные беседы.
Пресс-служба Иверского монастыря
ОРСК. 24 декабря 2024 г. На храм святого праведного Иосифа Обручника, расположенный на территории Иверского монастыря, рядом с Троицким храмом, установили купол.
Это был последний этап наружных строительных работ перед консервацией объекта на зимнее время. В нем установлены окна и двери. А подъем купола завершил изоляцию помещения от снега и влаги. Внутренние отделочные работы начнутся по весне.
Возведение храма шло полным ходом. Напомним, что заложили его 7 мая текущего года, в день престольного праздника Иверской обители. А финансирует стройку в основном благодетель из Москвы Алексей Волков.
Виктор Базилевский
ОРСК. 22 декабря 2024 г. По благословению епископа Орского и Гайского Иринея в храмах Орской епархии будут пребывать святыни из Ташкентской и Узбекистанской епархии.
Это ковчеги с частицами мощей святителей Спиридона Тримифунтского и Луки Войно-Ясенецкого, а также икона с частицами мощей священномученика Киприана и мученицы Иустины.
В Иверском монастыре торжественно встретили святыни. Они будут находиться в Иверском храме с 22 декабря по 24 декабря до 16 часов 30 минут.
Понедельник – в Иверской обители день затвора. Но храм также будет открыт для всех желающих помолиться и приложиться к святыням с 10 до 18 часов.
Смотрите видеоролик
Пресс-служба Иверского монастыря
ОРСК. 22 декабря 2024 г. Водосвятная часовня в честь преподобного Серафима, расположенная рядом с Богородичной дорожкой, после капитального ремонта вновь распахнула двери для посетителей.
Как мы уже сообщали, во время весеннего паводка 2024 года весь первый этаж часовни ушел под воду, из-за чего насосная система сильно пострадала, а скважина полностью вышла из строя. Потребовалось пробурить новую скважину, провести масштабную реконструкцию часовни, систем подачи воды и водоотвода.
Молитвами сестер обители и батюшки Серафима Господь послал неравнодушных людей из числа наших прихожан, друзей и подписчиков, которые оказали финансовую помощь для завершения всех работ и восстановления этого важного для города и региона духовного и культурного места. Огромная благодарность всем.
Сегодня освятили новую скважину и купели. Теперь горожане и гости монастыря снова смогут в любое время года набирать качественную свежую воду, которая поднимается с глубины 70 метров. А на праздник Крещения Господня у желающих есть возможность окунуться в оборудованных купелях (мужской и женской).
Водосвятная часовня на Богородичной дорожке открыта каждый день с 8.00 до 22.00 часов.
Виктор Базилевский
ОРСК. 10 декабря 2024 г. В день памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) в главном храме Иверского монастыря над монахиней Гавриилой (Дмитриевой) был совершен постриг в великую схиму.
Постриг совершил епископ Орский и Гайский Ириней в сослужении иеромонаха Макария, насельника Николо-Угрешского монастыря, священников Орской епархии иерея Михаила Рябинова и иерея Александра Зуботыкина.
В чине пострижения также молитвенно приняли участие епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий, настоятельница монастыря игумения Ксения с сестрами обители и прихожане.
Чин пострижения в великую схиму напоминает чин пострижения в малую, поскольку монахиня произносит по сути те же обеты. В то же время постриг в великую схиму означает их более строгое исполнение.
Матушка Гавриила призвана оставить попечения и мысли о земном, чтобы всецело посвятить себя Богу и деланию внутреннему: покаянию и молитве за весь мир.
На неё надели кукуль в виде остроконечного капюшона, покрывающего голову и плечи, украшенного пятью крестами. Также возложили аналав – подобный параману четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимницы и украшенный крестами, означающий принятие креста в последовании Христу.
При пострижении монахине Гаврииле было наречено имя Алексия в честь святого праведного Алексия Мечёва Московского.
Правящий архиерей Орской епархии, гости, игумения обители поздравили новопостриженную сестру с принятием великой схимы и пожелали ей сил в духовных трудах и подвигах.
Слова поздравлений и наставлений новопостриженной схимонахине Алексии (Аудио)
После пострига в великую схиму (Видео)
Татьяна Базилевская
Иверский женский монастырь города Орска
Оренбургской области Орской епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
10 декабря 2024 года
По благословению Преосвященнейшего Иринея, епископа Орского и Гайского, 10 декабря 2024 года в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», в рамках Регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» секции монашеского направления «Древние монашеские традиции в условиях современности»прошла конференция, материалы которой представлены на интернет-сайте Иверского женского монастыря г.Орска ivermon.ru. Организатором конференции выступил Иверский женский монастырь г.Орска.
В работе конференции приняли участие 12 человек, в том числе: епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доктор богословия; епископ Орский и Гайский Ириней; епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий; игумения Ксения, настоятельница Иверского женского монастыря г.Орска; протоиерей Симеон Антипов, духовник Орской епархии, настоятель Покровского храма г. Кувандыка; иерей Геннадий Новиков, настоятель храма святого Архангела Михаила г.Орска; иерей Константин Корепанов, преподаватель и духовник Екатеринбургской духовной семинарии; Ирина Антонова, член Союза писателей России, поэт; монахиня Самуила (Соколова), инокиня Феодосия (Субботская) – насельницы Иверского монастыря г. Орска.
Конференция началась с приветственных слов Преосвященнейшего епископа Иринея и Преосвященнейшего епископа Игнатия, в которых владыки преподали свое архипастырское благословение всем участникам конференции. Также с приветственным словом к участникам форума обратилась игумения Ксения, настоятельница Иверского женского монастыря г.Орска.
Участниками конференции были подготовлены следующие доклады.
• Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл (Зинковский) представил видео-доклад: «Отечество Небесное и Отечество земное. Осмысление патриотизма в монашестве».
• Протоиерей Симеон Антипов выступил с докладом «Победа в войне как результат победы духа, веры и любви. Взаимосвязь Великой Победы и духовного преуспеяния народа».
• Иерей Геннадий Новиков представил доклад на тему «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин, 15:13), Значение подвига и примера новомучеников, исповедников и подвижников благочестия для победы в ВОВ. (О Свт. Луке Крымском – исповеднике, монахе, хирурге, участнике ВОВ).
• Игумения Ксения (Пашкова) выступила с докладом-воспоминаниями схим. Матроны, насельницы Иверского женского монастыря.
• Епископ Орский и Гайский Ириней (Тафуня) представил доклад «Истинное послушание помогает победить в духовной войне».
• Епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий (Сидоренко) представил доклад на тему «Были крепки во бранех. Воспоминания о монашествующих – участниках Великой Отечественной войны».
• Инокиня Феодосия (Субботская) выступила с докладом «Отечество Небесное и Отечество земное. Осмысление патриотизма в монашестве».
• Иерей Константин Корепанов выступил с видеодокладом «Победа в войне как результат победы духа, веры и любви. Взаимосвязь Великой Победы и духовного преуспеяния народа».
• Ирина Антонова поделилась своим творчеством. Прочла стихотворение «Монахи-воины», написанным к Конференции.
• Монахиня Самуила (Соколова) представила доклад на тему «Они приблизили Победу».
В своем докладе «Отечество Небесное и Отечество земное. Осмысление патриотизма в монашестве» епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл отметил, что монашеский патриотизм имеет одуховторенное понимание. Монашествующие, отражая дух христианский, должны отражать прежде всего учение Евангелия о том, что Бог пришел спасти все народы. Владыка привел цитату святителя Филарета Московского о том, что «Худой гражданин земного Отечества и небесного недостоин». Владыка обратился к словам преподобного Сергия Радонежского «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Благословляя на освободительную войну великого князя Дмитрия Донского, он вручил ему своих двух самых близких монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Также владыка отметил слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что русский воин, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносит ее в жертву Богу и сопричисляется к святому сонму мучеников Христовых. Владыка отметил, что святитель Нектарий Эгинский призывал своих семинаристов к тому, чтобы они были истинными служителями Церкви и борцами за Отечество. Владыка привел слова Святейшего Патриарха Кирилла, который призывает к тому, что сегодня как никогда важно сберечь в неприкосновенности единый духовный и культурный мир восточных славян, Русский мир. По словам преп. Иустина (Поповича), «суть русского призвания заключается в открытии русского Христа миру, Христа, не известного миру, но сохраненного в нашей православной Церкви. … в этом вся суть нашей мощной будущей цивилизации и воскресения из мертвых всей Европы; в этом вся суть нашей мощной жизни в будущем». Владыка отметил также, что современным монашествующим подобает обращать внимание и на геополитическую обстановку, сострадать всей душой и сердцем тому, что происходит в мире. В заключение доклада владыка отметил, что монашествующие должны быть молитвенниками за весь мир, за судьбы всего человечества, должны различать грех и человека. Монашествующие должны быть готовы помочь всякому человеку правильно сориентироваться в современном тяжелом информационном тумане и дать правильные христианские ориентиры.
Протоиерей Симеон Антипов в докладе «Победа в войне как результат победы духа, веры и любви. Взаимосвязь Великой Победы и духовного преуспеяния народа» отметил следующее: перед началом Великой Отечественной войны ни один из экспертов не сомневался, что Германия одержит победу в войне. Но суд Божий был иным, потому что, по словам святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде!» День Победы в ВОВ пришелся на светлую седмицу, когда праздновалась Победа Христа над смертью. Молитвенное предстательство за воинов нашего Отечества было великим. Как пример можно привести, что ни один из тех воинов, за которых молился Преподобный Серафим Вырицкий, не погиб, все они вернулись живыми с фронта. Святитель Лука Войно-Ясенецкий, находясь в заключении на момент начала войны и желая всячески помочь своему Отечеству, просил направить его на фронт, а после Победы был готов продолжить ссылку. Прот. Симеон отметил, что всегда внутри русского человека теплилась лампада евангельских слов – любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Необходимо истреблять врагов Отечества, но любить своих личных врагов.
Иерей Геннадий Новиков в своем докладе отметил, что слова Иисуса Христа, сказанные о великой жертвенной любви человека «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя», наполняют жизнь православного христианина огромным смыслом и содержанием того подвига, о котором важно помнить духовенству, мирянам и монахам всех времен и поколений. Встреча в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности» актуализирует реальные вызовы современности, на которые призваны ответить мы, современники непростого военного времени в России. Рассматривая данную тему, невозможно не сказать о светильнике веры и благочестия, исповеднике, монахе и враче-хирурге святителе Луке Крымском (Войно-Ясенецком). В кровавый период революции множество мучеников и исповедников явила Русская Православная Церковь, в ряд которых может встать и святитель Лука Крымский, прошедший тюрьму и заключение, пытки и страдания за веру православную. С началом Великой Отечественной войны власти стали привлекать святителя Луку к лечению солдат, он сам просился на передовую лечить воинов и служить Отечеству. Так православный мирянин, став монахом и епископом, исполнил важную заповедь о любви к человеку по слову Христа. Для духовенства владыка Лука показал образец служения Богу и людям без страха. Обладая талантом и важной профессией в миру, святитель Лука первичным делом считал Церковь, а вторичным мир. Так писал в 1923 году о его епископской хиротонии из ссылки в Сибири владыка Герман (Ряшенцев): «…Восхищаюсь тем путем, каким пришел к Господу епископ Лука. Такие… заставляют даже слепых выйти из равнодушия к тому, в чем жизнь и свет, и истинная радость». В заключение своего доклада иер. Геннадий процитировал слова святителя Луки: «Нужно смотреть только вперед; вперед, всегда вперед и, вознеся сердце свое к Богу, идти за Христом. Спешите, спешите — спешите идти за Христом. Жизнь коротка, — и потому спешите идти за Христом».
Игумения Ксения представила доклад-воспоминания схим. Матроны, насельницы Иверского женского монастыря г. Орска. Схим. Матрона приняла монашеский постриг в советские годы. Семья её жила в селе Николаевка Троицкого района между Орском и Оренбургом. Когда закрывали местную церковь, отец её успел спрятать все богослужебные книги, сосуды, Евангелие и антиминс. В 1943 году отец взял с собой дочку – будущую схим. Матрону, и они вместе на телеге, запряженной лошадью, повезли все эти ценности в действовавший в то время храм. В дороге Евангелие, в котором был сокрыт антиминс, держала в руках девочка – будущая схим. Матрона. Батюшка – настоятель храма, увидев Евангелие и антиминс, встал перед отцом схим. Матроны на колени и заплакал, и очень сильно его благодарил. Тогда же была совершена Божественная литургия, за которой и причастилась впервые Святых Христовых Тайн будущая схим. Матрона.
Епископ Орский и Гайский Ириней рассказал о своих родных – участниках Великой Отечественной войны, а также представил доклад «Истинное послушание помогает победить в духовной войне». В нем он отметил, что истинное послушание помогает победить в духовной войне. Послушание может быть рассмотрено как дисциплина, а также как аскетический подвиг. Послушание – это подчинение своей воли старцу, открытие ему помыслов. До момента строгого послушания старцу совершается послушание по совету с духовным наставником. Отличительная особенность старца – это смирение. Истинный старец никогда не смотрит на послушника «сверху вниз». Послушание – это не рабство. Истинный старец не нарушает Богом данную свободу человека. Каждый совет, который дается конкретному человеку, индивидуален. Необходимо удаляться от людей, утверждающих, что они возвещают волю Божию. Это свидетельствует о том, что такой человек находится в прелести. Послушнику подобает всегда сверять действия своего старца с Евангельскими заповедями. Если возникают сомнения в словах старца, послушник может обращаться за советом к другим опытным духовным наставникам и, получая от них совет и наставления, передавать их своему старцу. Владыка отметил, что любящий своих чад духовник всегда будет радоваться их духовному преуспеянию. Духовник монастыря не должен распоряжаться финансами обители, его задача (согласно «Положению о монастырях и монашествующих») – помогать игуменье в духовном окормлении насельников монастыря.
Епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий в докладе на тему «Были крепки во бранех. Они приблизили Победу» представил воспоминания о монашествующих – участниках Великой Отечественной войны», рассказал о воинах, которые впоследствии стали монахами, священниками, в том числе об архим. Кирилле (Павлове), который прошел всю войну, был очень храбрым. В нем всегда видели героя. Его жизнь и подвиги – пример для всех нас. Также владыка рассказал о святителе Афанасии (Сахарове), который участвовал в партизанском движении во время Великой Отечественной войны, о монахине Марии Скопцовой, участнице французского сопротивления, которая впоследствии погибла в лагере, и других монахах – фронтовиках. В конце доклада владыка отметил, что монашествующие сохраняют веру, надежду и любовь, которые помогают преодолеть все испытания и приводят к Победе.
Инокиня Феодосия в докладе «Отечество Небесное и Отечество земное. Осмысление патриотизма в монашестве» отметила, что монах призван стать гражданином Неба. Однако монашествующие могут и должны быть патриотами своей страны, потому что к этому призван любой истинный христианин, тем более монах. Каждый человек призван к жизни с Богом в определенный исторический момент и в конкретной стране. Благодарные монахи молятся за свое Отечество, которое дало им всё. Стремление человека стать истинным христианином, его переживания о судьбах своей Родины неотделимы от молитвенного подвига, который совершает любой монах. Этому есть множество примеров в житиях русских святых, например, в житии преп. Сергия Радонежского.
Иерей Константин Корепанов в видеодокладе «Победа в войне как результат победы духа, веры и любви. Взаимосвязь Великой Победы и духовного преуспеяния народа» отметил, что история Великой Отечественной войны может быть описана и как череда страшных нелицеприятных событий и предательств. Однако эта же история может быть описана и со стороны героев войны. Историю нужно помнить, ею нужно гордиться. Победа в войне всегда требовала от всех членов общества огромного напряжения сил. Массовый героизм – это цена Победы. В заключение доклада, иерей Константин отметил, что в настоящее время общество лишили «правильных героев». Героями стали бандиты и преступники… При этом без истинных героев воспитание страны, воспитание членов общества прекращается. Необходимо сделать всё возможное для сохранения и транслирования в нашем Отечестве национальной идентичности.
Ирина Антонова выступила со своими стихотворениями о русских святынях, о любви русского народа к своему Отечеству и о вере в Бога. Одно из них – «Монахи-воины» было написано автором специально к конференции, посвященной 80-летию Великой Победы.
***
«Монах… Он кто? Духовной силы воин
От древней нашей веры на Руси.
Он высшей чести воинской достоин,
Об этом у истории спроси.
Все знают из отеческой былины,
А можно прочитать из жития,
Как жил, кого считали исполином,
Наш богатырь из Мурома Илья.
На самом деле он не выше ростом,
Чем прочие былин богатыри,
Но одарён был доблестью. И просто
Исполнен духа ратного внутри.
И потому вся нечисть трепетала,
Когда за землю русскую стоял!
В глазах потомков сила вырастала,
А сам Илья о том не помышлял.
Он тысячи разил единым махом,
Как можно прочитать о нём сейчас.
А умер нет, не воином – монахом.
С молитвой в малой келии угас.
Но воином-монахом быть не проще.
Он с темной силой продолжает бой.
Там, в Киеве, лежат святые мощи,
Но воин духа – на передовой!
А Александр Невский? Он Отчизне
Служение как воин посвятил.
Но поминался не вином на тризне,
Поскольку в схиме Алексием был.
А воин Пересвет? Он бился в схиме,
Благословлённый Сергием на бой.
Известно всем его святое имя
И что монах пожертвовал собой.
Чтобы сразить на брани Челубея,
Презрел доспехи, вышел тем, кто есть.
И перед явной смертью не робея,
Копьем пронзённый, о победе весть
Принёс и пал на Поле Куликовом,
Но дрогнула монгольская орда.
Победе той был Божий Дух основой,
А с Ним любые беды – не беда!
Они в строю: Ослябя с Пересветом,
И Муромский, и Невский – дайте срок!
Ребята нам поведают об этом,
Вернув врагам истории урок.
И будет мир, как высшая награда,
Русь снова заликует в торжестве.
На площади всё кончится парадом.
На нашей Красной Площади! В Москве!»
Монахиня Самуила представила доклад на тему «Воспоминания о монашествующих – участниках Великой Отечественной войны». В своем докладе она поделилась воспоминаниями о старце – монахе Самуиле (Алексее Ивановиче Малькове), участнике Великой Отечественной войны, у которого ей довелось быть келейницей. Мон. Самуила отметила, что, несмотря на всю трагичность военного времени, тема войны в устах отца Самуила была пронизана Светом и Промыслом Божиим, потому что на войну отец Самуил смотрел «взглядом с неба». Жизнь Алексея с детства была очень тяжелой – родители умерли, когда ему было одиннадцать лет, а в 19 он попал на фронт. Именно на войне впервые у Алексея загорелась вера в Бога. Монахиня Самуила рассказала участникам конференции о многих чудесных случаях Промысла Божьего, которые довелось увидеть отцу Самуилу на войне. Отец Самуил говорил, что на фронте многие оказались верующими. После войны Алексей Иванович женился, но семейное счастье было недолгим, спустя несколько лет он похоронил и жену, и трагически погибшую дочь. В 2001 году Алексей Иванович был пострижен в монашество схиигуменом Илием (Ноздриным) в Скиту Оптиной пустыни, а впоследствии о.Самуила приняли в братию Саввино-Сторожевского мужского монастыря, где он был старейшим насельником обители до самой своей кончины. В заключение доклада монахиня Самуила отметила, что отцу Самуилу довелось прожить очень скорбную жизнь на земле, стать воином земным, а затем и воином Царя Небесного, Царя Славы. Он стал участником Великой Победы не только в земной войне, но и одержал самую главную победу – победу над собой, над своими страстями. Когда старца провожали «в путь всея земли», то все явно ощущали, что отпевают победителя, гражданина Неба, который и поныне молитвенно ходатайствует пред престолом Божиим обо всех оставшихся на земле. И на излете своей многотрудной жизни отец Самуил открыл тайну к истинному счастью в жизни с Богом и как завещание оставил потомкам три правила счастья: счастлив тот, кто несчастья не боится и счастья не желает; счастлив тот, кто доволен тем, что у него есть; счастье в том состоит, чтобы других делать счастливыми.
Также на конференции выступил орчанин Константин Данилевский, награждённый медалью «За отвагу». Он отметил, что им было создано АНО «Военная операция» в целях организации доставки гуманитарных грузов и всего необходимого для российских военных в зону СВО. Константин выразил уверенность в победе России в СВО.
На конференции выступил иеромонах Макарий (Умаров), насельник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, который обратил внимание на связь поколений и отметил, что не только многие фронтовики стали впоследствии монахами, священниками, но и их потомки посвятили свою жизнь служению Церкви. Иеромонах Макарий рассказал историю одного разведчика, участвовавшего в Великой Отечественной войне и удостоенного звания Героя Советского Союза за взятие в плен немецкого генерала. Спустя много лет его внучка стала игуменией одного из женских монастырей в России.
В перерыве конференции вниманию гостей была предложена фотовыставка «Они приблизили Победу», а также небольшой фуршет.
В заключительном слове епископ Ириней, епископ Игнатий, игумения Ксения поблагодарили всех участников и гостей конференции, а также отметили, что Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов стоит в ряду других многих великих побед, которые Господь даровал русскому народу на протяжении всей нашей исторической жизни. Отечество земное и Отечество небесное неразрывно связаны друг с другом. По этой причине необходимо поддерживать связь времен, связь поколений, сохраняя память о великих героях нашего Великого Отечества Русского, достойно чтить память о них и искренне молиться о упокоении их душ в селениях праведных. В заключение все участники и гости конференции пропели Вечную память всем нашим отцам, дедам, братьям, солдатам и офицерам Советской Армии, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, душу свою положивших за други своя, а также всем, кого вспоминали сегодня, всем усопшим, кто приближал Победу.
Сестры Иверского монастыря
ОРСК. 12 декабря 2024 г. 10 декабря в рамках регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Иверском женском монастыре г. Орска прошла конференция «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
Согласно регламенту проведения Рождественских чтений, в епархиях Русской Православной Церкви проводятся подготовительные этапы Чтений, объединенные общей темой грядущего общецерковного форума. В Орской епархии такие мероприятия проводятся отделом религиозного образования и катехизации, а также иными структурными подразделениями, которые имеют отношение к тематике главных секций Рождественских чтений. Одним из новых направлений Чтений является секция «Древние монашеские традиции в условиях современности», в соответствии с правилами которой Иверская женская обитель Орска организовала тематическое мероприятие.
Гостеприимный конференц-зал, расположенный в подклете Троицкого храма, распахнул двери для участников конференции ранним утром 10 декабря. В работе конференции приняли участие двенадцать спикеров, в том числе епископ Орский и Гайский Ириней; епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий; игумения Ксения, настоятельница Иверского женского монастыря г. Орска; протоиерей Симеон Антипов, духовник Орской епархии; священник Геннадий Новиков, настоятель храма св. Архангела Михаила г. Орска; Ирина Антонова, член Союза писателей России; насельницы Иверского монастыря г. Орска. По видеосвязи свои доклады представили епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной Академии и семинарии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; священник Константин Корепанов, преподаватель и духовник Екатеринбургской духовной семинарии.
Конференция началась с приветственных слов Преосвященнейшего Иринея и Преосвященнейшего Игнатия, в которых владыки преподали свое архипастырское благословение всем участникам Конференции. Также с приветственным словом к участникам форума обратилась Игумения Ксения, настоятельница Иверского женского монастыря.
Интересной и выдающейся особенностью конференции было освещение патриотической тематики с точки зрения монашества. В своем докладе «Отечество Небесное и Отечество земное. Осмысление патриотизма в монашестве» епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл отметил, что монашеский патриотизм имеет одухотворённое понимание, ведь без духа, без аскетического осмысления всего бытия патриотизм легко превращается в национализм. Монашествующие, неся миру дух христианский, должны отражать прежде всего учение Евангелия о том, что Бог пришел спасти все народы. Владыка отметил также, что современным монашествующим подобает обращать внимание и на обстановку в современном мире, сострадать всей душой и сердцем происходящему. Однако это не означает, что необходимо таким образом покидать собственную келью и ослаблять горение духа. Монашествующие должны быть молитвенниками за весь мир, за судьбы всего человечества, должны различать грех и человека, быть готовыми помочь всякому человеку правильно сориентироваться в современном тяжелом информационном тумане и дать правильные христианские ориентиры.
Доклады протоиерея Симеона Антипова и священника Геннадия Новикова касались духовно-нравственного осмысления событий Великой Отечественной войны. Отец Симеон отдельно отметил, что перед нападением нацистской Германии на Советский Союз практически ни у кого в мире не оставалось сомнений, что дни СССР сочтены. Тем не менее «блицкриг» провалился, и в данном случае Россия выдержала именно благодаря той силе христианского духа, который, несмотря на все коммунистические гонения, «безбожные пятилетки» и другие уродливые явления того времени, оставался в людях и продолжал теплиться в сердцах воинов, тружеников тыла, всех граждан, которые не просто не желали поражения своей Родине, а делали все для того, чтобы приблизить победу над мировым нацистским злом. Отец Симеон и отец Геннадий в своих выступлениях привели жизненные примеры тех священнослужителей, которые деятельным образом приближали победу русского оружия.
Священник Геннадий в своем докладе обратил внимание на пример жития и веры святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который во время Великой Отечественной войны для духовенства показал образец служения Богу и людям без страха. Обладая талантом и важной профессией хирурга в миру, святитель Лука первичным делом считал Церковь, а вторичным уже свое мирское искусство. Так писал в 1923 году о его епископской хиротонии из ссылки в Сибири епископ Герман (Ряшенцев): «Восхищаюсь тем путем, каким пришел к Господу епископ Лука. Такие… заставляют даже слепых выйти из равнодушия к тому, в чем жизнь и свет, и истинная радость». В заключение своего доклада отец Геннадий процитировал слова святителя Луки: «Нужно смотреть только вперед; вперед, всегда вперед и, вознеся сердце свое к Богу, идти за Христом. Жизнь коротка – потому спешите идти за Христом».
Игумения Ксения предоставила собравшимся записанные воспоминания схимонахини Матроны, насельницы Иверского женского монастыря, которая приняла постриг в советские годы и долгое время несла монашеское служение в миру. Семья матери Матроны жила в селе Николаевка Троицкого района между Орском и Оренбургом, и матушка припомнила время, когда в ее селе закрывали церковь, и как ее отец спасал из храма священные предметы: Евангелие, антиминс, сосуды, иконы. Хранил это тайно в своем доме, приглашал священника для тайного служения Божественной литургии. Воспоминания о таком, по сути, катакомбном периоде церковной жизни не оставили участников форума равнодушными.
Епископ Орский и Гайский Ириней рассказал на конференции о своих родных – участниках Великой Отечественной войны, а также представил доклад «Истинное послушание помогает победить в духовной войне». В докладе владыка отметил, что послушание может быть рассмотрено как дисциплина, а также как аскетический подвиг. И здесь Преосвященнейший Ириней уделил огромное значение тому, как отличить истинного духовника от ложного, поскольку именно от этого зависит дальнейшая жизнь и монаха, и всего монастыря. Владыка отметил, что любящий своих чад духовник всегда будет радоваться их духовному преуспеянию, а также полагать в основу своего служения приведение послушников ко Христу, а не к себе самому.
Епископ Актюбинский Игнатий в своем докладе «Были крепки во бранех» рассказал об участниках войны, которые впоследствии стали монахами, священниками, в том числе об архиманжрите Кирилле (Павлове), который прошел всю войну и во время войны обратился ко Господу; о святителе Афанасии (Сахарове), который участвовал в партизанском движении во время Великой Отечественной войны; о монахине Марии (Скобцовой), участнице французского Сопротивления, погибшей в немецком концентрационном лагере, и других монахах-фронтовиках. Отдельно епископ Игнатий отметил, что монашествующие сохраняют веру, надежду и любовь, и это помогает преодолеть все испытания на пути к Победе.
Большой интерес вызвали выступления насельниц Иверского женского монастыря – инокини Феодосии и монахини Самуилы. Посторонним наблюдателям и даже прихожанам монастырей насельники обители нередко представляются людьми, совершенно отрешенными от внешней деятельности, посвящающими свои таланты только молитве и безмолвию. Поэтому доклады монахинь, отражающие их личный духовный опыт и повествовательный талант, конечно же, всегда представляют особый интерес. Инокиня Феодосия представила размышления на тему соотношения Небесного и земного Отечества. Несмотря на то, что каждый инок призван к тому, чтобы стать гражданином Царствия Небесного, он остается благодарным гражданином и патриотом своей страны, которая дала ему для жизни и служения очень многое. «Стремление человека стать истинным христианином, его переживания о судьбах своей Родины неотделимы от молитвенного подвига, который совершает любой монах. Этому есть множество примеров в житиях русских святых, например, в житии преподобного Сергия Радонежского», – отметила докладчица.
Монахиня Самуила, в свою очередь, поделилась воспоминаниями о своем духовном наставнике монахе Самуиле (Малькове), ветеране войны, участнике битвы на Курской дуге, у которого она была некоторое время келейницей. Автор доклада отметила, что отцу Самуилу довелось прожить очень скорбную жизнь на земле, стать воином земным, а затем и воином Царя Небесного, Царя Славы. Он стал участником Великой Победы не только в земной войне, но и одержал самую главную победу – победу над собой, над своими страстями. И на излете своей многотрудной жизни отец Самуил как завещание оставил потомкам три правила счастья: счастлив тот, кто несчастья не боится и счастья не желает; счастлив тот, кто доволен тем, что у него есть; счастье в том состоит, чтобы других делать счастливыми.
Важные мысли прозвучали в видеодокладе священника Константина Корепанова «Победа в войне как результат победы духа, веры и любви. Взаимосвязь Великой Победы и духовного преуспеяния народа». По мысли автора доклада, история Великой Отечественной войны может быть описана и как череда страшных нелицеприятных событий и предательств, и как героическая история со стороны участников войны. Историю нужно помнить, ею нужно гордиться, но при этом понимать, что даже позорные ее страницы все равно остаются нашей историей, и они остаются нам в качестве противоядия от гордыни, от национализма и превозношения. И на сегодняшний момент, как отметил отец Константин, нам необходима выработка правильной педагогики в деле свидетельствования о Победе, которая бы исключила возможное переписывание и интерпретацию истории в любых целях.
Поэтесса Ирина Антонова выступила со своими стихотворениями о русских святынях, о любви русского народа к своему Отечеству и о вере в Бога. Примечательно, что стихотворение «Монахи – воины» было написано автором специально к проходящей конференции.
Также почетными гостями мероприятия стали представитель фонда «Военная Операция» Константин Данилевский, который поблагодарил всех участников мероприятия за проявленную патриотическую позицию, и насельник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Макарий (Умаров). Иеромонах Макарий рассказал присутствующим историю одного разведчика, участвовавшего в Великой Отечественной войне и удостоенного звания Героя Советского Союза за взятие в плен немецкого генерала. Спустя много лет его внучка стала игуменией одного из женских монастырей в России.
В перерыве конференции вниманию гостей была предложена фотовыставка «Они приблизили Победу», а также небольшой фуршет.
В заключительном слове епископ Ириней, епископ Игнатий, игумения Ксения поблагодарили всех участников и гостей конференции, а также отметили, что Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов стоит в ряду других многих великих побед, которые Господь даровал русскому народу на протяжении всей нашей исторической жизни. Организаторы мероприятия отметили, что необходимо поддерживать связь времен, связь поколений, сохраняя память о великих героях нашего Великого Отечества Русского, достойно чтить память о них и искренне молиться об упокоении их душ в селениях праведных. В заключение все участники и гости конференции пропели Вечную память всем нашим отцам, дедам, братьям, солдатам и офицерам Советской Армии, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, душу свою положившим за други своя, а также всем, кого вспоминали сегодня, всем усопшим, кто приближал Победу.
Священник Максим Бражников
Фото Дмитрия Бикбова и пресс-службы Иверского монастыря