Как гордость открывается в человеке? — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Как гордость открывается в человеке?

– Гордость – большой человеческий порок. А как он открывается в человеке?

– О крайних степенях гордости можно не говорить, мы и так всё видим. А вот более-менее тонкая гордость – это, когда человек всегда стоит на своём, когда он не может уступить. Даже если он прав, но не может своим мнением поступиться, например, ради мира, ради того, чтобы не было конфликта, ради того, чтобы кого-то не обидеть, – это совсем плохо. Самое главное в духовной жизни – чтобы был мир.

Очень часто спрашивают о том, как распознать прелесть, как распознать неправильное состояние духа? Все мы говорим очень мудро, очень духовно. Если нас послушать, то всех канонизировать нужно, а по делам – не получается. Часто между нами бывают словопрения, когда и один прав, и другой прав, и один духовен, и другой духовен. Единственное средство оценивать свою духовность, правильная она или нет, прелесть это или нет, – это то, какие у тебя отношения с людьми. Даже если тебя кто-то не любит, ненавидит, не понимает – это неважно. Важно, как ты сам относишься к людям. Если ты где-то стерпел (я уж не говорю о любви, это совсем сложно для нас), где-то смолчал, уступил ради того, чтобы был мир, это показывает, что ты находишься в правильном духовном состоянии, что твоя молитва идёт правильно, что твой подвиг проходит не впустую. Неважно, сколько ты делаешь поклонов, творишь молитв, сколько читаешь акафистов, как часто ходишь в церковь. Это всё неважно, если нет главного результата. Главный результат – это мир.

Господь в Евангелии говорит: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ин. 14, 27). Это нечто более совершенное, чем то, что имеется в нашем человеческом, земном понятии. Должен быть не только мир с окружающими, но и мир в вашем сердце. Внешне мы можем с окружающими себя держать в каких-то рамках, но внутри у нас может быть неспокойно, могут быть противоречия. Бывает даже, что человек смолчал, отошёл и внешне выглядит уступчивым, мирным, но потом в нём начинается осуждение: «А вот я бы ему так сказал, надо было его вот так на место поставить. Он неправ…»

Самая главная заповедь самого высшего состояния человека – если он ради любви, ради мира может даже унизиться. Унизиться, даже когда он тысячу раз прав, и все со стороны ему говорят: «Ты прав, почему же ты уступаешь?» А он отвечает: «Я ради Христа уступаю, чтобы у меня внутри был мир, чтобы Христа радовать». Потому что Христа больше всего огорчают наши ссоры. Как родителя всегда огорчает, когда дети ссорятся, так и Христа. Родитель даже может сказать детям: «Не надо мне ни в чём помогать, я сам всё сделаю – вы только не ссорьтесь, только будьте добрыми, послушными». Не будем даже говорить о молитве. У кого-то хорошо пошла Иисусова молитва, у кого-то она уже сама действует и днём, и ночью – всё равно это ничего не значит, если человек не в состоянии уступать ради мира, услужить или, ещё раз скажу, унизиться, даже признать себя неправым, когда он тысячу раз прав.

Мир души – вот это и есть состояние святости. Святость не в подвиге, а в смирении. Чем больше смирения, тем ты ближе к Богу. А чем меньше смирение, тем ты дальше от Бога и ближе к дьяволу – даже с миллионом поклонов в день и с десятком акафистов, которые ты читаешь в течение дня. Смирение – вот что главное. Это и есть состояние рая. Господь же говорит, что мы уже должны в этой жизни предвкушать рай. А что такое предвкушать рай? Это значит, что уже в этой жизни мы должны обретать состояния, близкие к райским. Конечно, они не могут быть совершенно райскими, но тем не менее. Рай для человека наступает, не когда он что-то приобрёл, скопил, кого-то победил. Рай для человека – когда у него внутри мир. Тогда он может и в нищете находиться, и в неправде. Если есть внутренний мир, то это для человека рай. И, наоборот, Господь в Евангелии говорит такие слова: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26).

Что значит «душе своей повредит»? Потеряет мир души. Если он приобрёл весь мир, а потерял мир души, комфорт души, радость, то для такого человека уже на земле наступает ад. Мы иногда удивляемся, почему порой у богатых, благополучных людей дети лезут в петлю, заканчивают жизнь самоубийством. Это говорит о том, что внешнее не может радовать человека в полной мере. Если внутреннее потеряно, иногда и ради внешнего, у человека в душе наступает ад. И такой ад, что его даже смерть не страшит. Он готов прекратить этот ад. Другое дело – человек не понимает, что, перейдя через порог смерти, он этот ад не прекратит, а только усугубит на веки вечные. Но так как он в это время уже мало соображает, то пытается прекратить ад в душе, остановить его и кончает с собой. И тогда уже переходит в ад на веки вечные.
 
Протоиерей Сергий Баранов

МЕНЮ